по решению старинных русских задач по решению старинных русских задач Составила Горецкая Людмила Николаевна, учитель математики г. Братск,МОУ «СОШ 24» Тема «Линейные уравнения»,алгебра,7 класс
Покупатель, слышь, постой! Дам совет тебе простой: Выбирай товар прекрасный С ярлыком который красным. Тот товар, слышь, без изъяну Сразу легкость даст карману. А задача? – Что ж, она Будет трудностей полна. Синий коль ярлык приметишь, Знай товар неплох и тот, Он дешевле! Но задачу Ты решишь быстрее, вот! Ну, а коль НЕ ХОЧЕШЬ думать, Коль пришла такая блажь, Ты ищи ярлык зеленый Средь дешевых распродаж.
Лавка ткани и меха 1.Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным фраком стоят полтора рубля с гривенником. Но фрак в 3 раза дороже жилета. гривенником. Покупай жилет. 2. За хвост лисий я отдаю 2 хвоста куницы, да без 2 грошей 2 рубля или 3 хвоста куницы с алтыном. грошейалтыном. Покупай хвост куницы.
СЛОВАРЬ старинных слов Гривенник десятикопеечная русская монета. Первый гривенник, также называемый гривной, был выпущен в 1701 году. В царской России чеканился из серебра, весил около 2 г. Лишь в 1726 году был выпущен пробный медный гривенник. В СССР чеканился из серебра в годах, затем из никеля, а после денежной реформы 1961 года из сплава меди и никеля. Грош (польск, grosz, нем. Groschen, от лат. denarius grossus тяжёлая монета) В России чеканка Гроша начата в В 1718 вв. в обращении были медные Гроши, равные 2 коп., с 19 в. Грошем назывались полкопейки Алтын (от тат. алтын золото), старинная русская мелкая монета, а также единица денежного счёта. Первоначально равнялась 6 московским или 3 новгородским деньгам. Старинная русская медная монета (три копейки)
Решение: 1.Пусть х (руб.)-стоит жилет, тогда 3х (руб. )-стоит фрак, Зная, что гривенник 10 коп, получим 3х+х= 1,60 4х=1,6 Х=0,4 0.4 руб. стоит жилет, а 1.2 руб. стоит фрак Ответ:40 коп стоит жилет 2.Пусть х(руб.)-хвост куницы, тогда лисий стоит 2х+1.99 или зх+0.03.Составим и решим уравнение: 2х+1.99=3х+0.03 Х= (руб.) стоит хвост куницы Ответ: 1руб. 96 коп aх=b, где a и b некоторые числа, х-переменная
Решите уравнения: I вариантII вариант а) 3(х-2)+3х=6ха) 10(х+2)-5х=-20 б) 3(5х-1)=5(3х-0,6)б) 3(2х-1)=6(х-0,5) в) 5(х-7)=3(х-4)-13в) 5(х-2)+2х=7х Дополнительно: 4|x-2|-6=3|x-2|-2
Проверь себя: I вариантII вариант а) не имеет корнейа) х=0 б) любое число является корнем б) бесконечно много корней в) х=5в) не имеет корней х=-2 х=6
Схема Линейные уравнения (ах=в) а=0 в=0 0х=0 Бесконечное множество корней в0в0 0х=в Нет корней а0а0 ах=в 1 корень х=-в/2а
Папаха боярская с сапогами стоят вместе без четырех грошей шесть рублей с полтиной. Могу обмен устроить: за папаху давай 15 лаптей, а за сапоги 3 лапти. Покупай-ка одни сапоги, папаху я сам поношу. Почем папаха? Полти́нник или полти́на русская монета достоинством в половину рубля (с XVII века 50 копеек)
I. Пусть – х копеек стоимость 1 лаптя 15х – стоимость 15 лаптей 3х - стоимость 3-х лаптей 15х+3х=648 х=36 36*3=108 стоят сапоги, =540 коп. стоит папаха Ответ: 5руб. 40 коп.
Лавка «Рыбы» 1 группа 2 гроша за штуку. В трех аквариумах – 75 зеленых рыбок. Если из одного убрать 8 рыбок, из другого – 12 рыбок, из третьего – 7 рыбок, то в аквариумах станет поровну. Купите аквариум с большим числом рыбок. За аквариум прибавите 2 рубля с полтиной. 2 группа Судак, щука и окунь вместе с корзиной весят полпуда и шесть фунтов. Щука в четыре раза тяжелее окуня и на пять фунтов легче судака. Вес корзины – 3 фунта, купите судак по цене 1 полтина, 2 алтына за фунт. 3 группа Золотая рыбка стоит 3 гроша. Сколько стоит 6 таких рыбок.
Домашнее задание: «Особая задача» Это место для задачи, которую ты сам сочинить должен. Задача, понятное дело, интересной должна быть, а решение ее действиями да приемами богато.
Лист самоанализа: Знания, умения, навыкиХорошоНе очень хорошо Плохо Я знаю: 1. Как решать уравнения. 2. Как переносить слагаемые из одной части уравнения в другую. 3. Алгоритм решения задачи. Я умею: 1. Применять свойства при решении уравнений. 2. Составлять уравнение к задачам. 3. Работать в группах. 4. Работать самостоятельно. Я научился: 1. Пользоваться старинными денежными знаками при решении задач.
В презентации использованы материалы учителя математики Фоминой Анны Федоровны, республика Карелия