Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Математика 1
Раздел 2. Подготовка и проведение уроков различного типа по математике в основной школе на основе ЭОР Тема 1. Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала 2
Формы использования ЦОР учителем при подготовке к уроку компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам) подготовка творческих заданий подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память 3
Формы использования ЦОР учителем при проведении урока демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке 4
Методические цели использования ЭОР индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности визуализировать учебную информацию моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях развивать определенный вид мышления (например, наглядно- образного, теоретического) усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств или вкрапления игровых ситуаций) формировать культуру познавательной деятельности и др. 5
Формы урока введения (объяснения) нового материала рассказ (беседа) учителя лекция экскурсия обучающий семинар исследовательская лабораторная работа игровое учебное занятие и т.д. 6
Обобщённая схема урока введения (объяснения) нового материала 1. Организационный момент 2. Вступительная часть. Определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности 3. Основная часть: организация усвоения материала: подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний, ознакомление с новым материалом отработка учебного материала: первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения 4. Домашнее задание 5. Заключительная часть. Подведение итогов урока 7
Возможная технологическая последовательность урока 1. Новый материал необходимо начинать изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей (ФЦИОР) в качестве домашнего задания 2. Выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса будет гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса 3. Вместо одностороннего изложения учебного материала необходимо организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы 4. Если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей 8
Использование ЦОР при организации лекционной формы обучения обоснование необходимости изучения темы проблемные ситуации, анализ этих ситуаций работа с математическими предложениями по определенной схеме обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и которые предлагаются для самостоятельной работы сообщение материала, выносимого на контроль 9
ИУМК «Вероятность и статистика» 10
Содержание ИУМК «Вероятность и статистика» 11
Формы представления информации в ЭУМ И-типа текстовая информация, в том числе текст, открывающийся по гиперссылкам иллюстрации (фотографии, масштабируемые картинки) мультимедийная информация (анимации, схемы, модели и т.д.) аудиоинформация 12
Возможные типы заданий в ЭУМ П-типа задания на множественный выбор с выбором одного и нескольких вариантов ответа задания на установление соответствий. Они также могут быть представлены в нескольких формах: - установление однозначных соответствий между двумя или тремя компонентами, - установление неоднозначных соответствий задания с полем для открытого ответа 13
Шаг 1 модуля «Теорема о вписанном угле» 14
Шаг 2 модуля «Теорема о вписанном угле» 15
Шаг 3 модуля «Теорема о вписанном угле» 16
Шаг 4 модуля «Теорема о вписанном угле» 17
Шаг 5 модуля «Теорема о вписанном угле» 18
Шаг 6 модуля «Теорема о вписанном угле» 19
Журнал статистики модуля «Теорема о вписанном угле» 20
Схема урока введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся с использованием всех типов ЭУМ Этап урокаСодержа- ние Деятельность учащихся Деятельность учителя 1Постановка задания учащимся Задание и указания учителя Принимают задание учителя. Формулирует задание для учащихся по работе с ЭУМ 2Освоение учащимися новой информации, ЭУМ И-типа П-типа Самостоятельн о осваивают содержание ЭУМ Руководит деятельность ю учащихся по работе с ЭУМ 3Формулирование вопросов учащимися Вопросы учеников Задают вопросы учителю Отвечает на вопросы учащихся 21
Схема урока введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся с использованием всех типов ЭУМ 4Ответы учащихся на вопросы учителя Вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Задает вопросы учащимся 5Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися ЭУМ П-типаЗнакомятся с заданием и задают вопросы по его условию Определяет ЭУМ П-типа, (при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуальн о для каждого учащегося) 6Выполнение заданий учащимися ЭУМ П-типаСамостоятельн о выполняют задание Анализирует результаты выполнения учащимися заданий 22
Схема урока введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся с использованием всех типов ЭУМ 7Формулирование контрольного вопроса или задания ЭУМ К-типаЗнакомятся с заданием Определяет ЭУМ К-типа, (при наличии вариативных ЭУМ опреде ляет их инди видуально для каждого учащегося) 8Выполнение учащимися контрольного задания ЭУМ К-типаСамостоятельн о выполняют задание Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность 9Формулирование выводов урока Выводы по уроку Фиксируют выводы Формулирует выводы 23
Задания к УМК «Алгебра» 7 класс под редакцией Макарычева Ю.Н. 24
Задания к УМК «Алгебра» 7 класс под редакцией Макарычева Ю.Н. 25
Использование материалов ИИСС для проведения уроков введения новых знаний 1. Учитель использует при сопровождении изложения нового материала статический и динамический визуальный ряд, составленный из имеющихся в его распоряжении виртуальных учебных объектов. Как правило, такое занятие происходит в обычном (не компьютерном) учебном классе с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора или телевизора. 26
Использование материалов ИИСС для проведения уроков введения новых знаний 2. В основу изложения нового материала может быть положена интерактивная модель (или другой достаточно богатый по возможностям объект), вписанная в канву обучающего сценария. В его рамках возможно исследование модели в различных режимах, а также выполнение сопутствующих заданий, проверяющих усвоение материала. Таким образом, рассказ учителя перемежается работой учеников. Занятие может проходить в предметном кабинете с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора или телевизора 27
Использование материалов ИИСС для проведения уроков введения новых знаний 3. На этапе закрепления материала в режиме самостоятельной работы в компьютерном классе или дома представляется целесообразным использование особого рода обучающих сценариев, содержащих расширенный аудио-визуальный ряд (прежде всего, динамический – анимации, интерактивные модели, возможно, включенные в статический визуальный ряд, который для улучшения восприятия представляет собой максимально структурированное и лаконичное отображение учебного материала, например, в виде опорного конспекта), перемежающийся контекстно привязанными к его элементам вопросами, назначение которых – определить, насколько учащийся вник в учебную информацию, понял, проанализировал и усвоил ее 28
Общая последовательность действий педагога для подготовки урока 1. Конкретизировать тему урока. 2. Сформулировать цель и задачи урока. 3. Выбрать метод введения нового материала. 4. Выбрать форму проведения урока. 5. Структурировать основное содержание урока. 6. Определить место ЭОР в структуре содержания. 7. Отобрать ЭОР. 8. Выбрать форму взаимодействия с ЭОР учителя и учащихся. 9. Сформулировать вопросы для подведения итогов урока. 10. Оформить разработанный урок в виде таблицы, выделив этапы урока, задачи каждого этапа, конкретизировав названия ЭОР, виды деятельности учащихся и учителя на каждом этапе. 29
Спасибо за внимание! Контакты: 30