Современные педагогические технологии в малочисленной сельской школе. Автор: Абзалимова Альмира Камильевна, учитель математики высшей квалификационной категории «МБОУ Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» Колыванского района Новосибирской области
Проблемы обучения с применением инновационных технологий в малочисленной сельской школе. 1.Как адаптировать хорошо зарекомендовавшие себя в практике массовой школы технологии обучения к обстоятельствам, сложившимся в малочисленных школах? 2. Как добиться эффективности этих технологий в условиях нестабильности типологических групп обучающихся, отсутствия соревновательности в усвоении знаний? 3. Как повысить качество знаний выпускников сельских школ, обеспечить правильную профессиональную ориентацию обучающихся, гарантировать им равные условия при поступлении в высшие и средние учебные заведения?
Основная идея: объединить уроки математики в 5-6 классах и в 7-9 классах. Автор идеи Е. Г. Евлиева, старший научный сотрудник лаборатории малочисленной сельской школы РАО. Технологии обучения: математика без перегрузок и АСО. УМК и методические рекомендации для проведения объединенных уроков математики в основной общеобразовательной школе были опубликованы в статьях Е.Г. Евлиевой в журнале «Сельская школа» ( ,4,5; ,5,4) и на сайте: сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». Основные содержательные линии: Числа и вычисления. Выражения и их преобразования. Уравнения, неравенства. Функции и их графики. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.
5 класс, 5 ч в неделю, всего 170 ч 6 класс 5 ч в неделю, всего 170 ч Название темы часы Название темычасы 1Натуральные числа14Целые числа14 2Сложение и вычитание натуральных чисел 15Сложение и вычитание целых чисел 15 3Умножение и деление натуральных чисел 20Умножение и деление целых чисел 20 4Геометрические фигуры.16Делимость чисел16 5Обыкновенные дроби.16Обыкновенные дроби16 6Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей 30Сложение и вычитание обыкновенных дробей 30 7Умножение и деление десятичных дробей 30Умножение и деление обыкновенных дробей 30 8Проценты16Отношения и пропорции 16 9Геометрические фигуры. Углы и диаграммы. 7Геометрические фигуры. Координатная плоскость. 7 10Обобщающее повторение6 6 Математика, 5-6 классы. Тематическое планирование
7 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа8 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа) 9 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа) п/пНазвание темыч ч ч 1Тождественное преобразование выражений 20Алгебраические дроби20Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. 20 2Степень с натуральным показателем 9Степень с целым показателем 9Степень с целым и натуральным показателем. (повторение) 9 3Одночлены.16Квадратные корни16Квадратные корни. Тождественное преобразование выражений (повторение) 16 4Линейные уравнения6Квадратные уравнения6Целые уравнения6 5Многочлены.13Дробно – рациональные уравнения 13Дробно – рациональные уравнения (повторение). 13 6Формулы сокращенного умножения 13Повторение: квадратные уравнения 13Прогрессии.13 7Линейная функция.8Функции у=k/x. Функции у=x 8 Решение неравенств второй степени. 8 8Системы линейных уравнений14Неравенства. Системы неравенств. 14Системы уравнений второй степени 14 9Повторение3 3 3 Алгебра 7-9 классы. Тематическое планирование
7 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) 8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) п/пНазвание темыКол-во часов Название темыКол-во часов Название темыКол-во часов 1.Начальные геометрические сведения 7Решение задач7 7 2.Треугольники16Четырехугольники16Решение треугольников Параллельные прямые 14Площадь. Теорема Пифагора. 14Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга Метрические соотношения между сторонами и углами треугольника 12Подобные треугольники12Векторы12 5.Геометрические построения 10Окружность.10Движения.10 6.Повторение9Повторение.9 9 Геометрия. 7-9 классы. Тематическое планирование
Принципы работы учителя в малокомплектной школе чередование работы учителя и самостоятельной работы учащихся; организацию совместной работы учеников объединенных классов в парах и группах, при этом они могут быть составлены из ребят как одного, так и разных классов; использование методов взаимного обучения и контроля; построение отдельных уроков или их систем на однородном учебном материале; изменение сложившихся стереотипов общения между учителем и учениками как одного так и разных классов; поиск внутрипредметных возможностей интегрирования математических знаний.
Модель Адаптивной системы обучения Учитель обучает всех учащихся Учитель работает индивидуально Учащиеся работают самостоятельно учительучащиесявремя фронтальная работа10 мин. индивидуальная работа учителя 5 мин. индивидуальная работа учителя взаимоконтрольсамоконтроль 25 мин. самоконтрольвзаимоконтроль самостоятельная работа учащихся Итог, домашнее задание5 мин Модель урока в АСО
7 класс8 класс9 класс 1.Работа с определением степени с натуральным показателем 2.Применение определения к решению простейших примеров по карточкам. Работа с определением степени с целым отрицательным показателем. 3.Самоконтроль.Применение определения к решению простейших примеров по карточкам. Взаимоконтроль. 4.Формулирование свойств степени с натуральным показателем. 5.Применение свойств степени к решению простейших примеров. Формулирование свойств степени с целым отрицательным показателем. 6.Совместная работа учителя с учащимися Применение свойств степени к решению простейших примеров. Взаимоконтроль. Урок – лекция.
Этапы урока Примерная структура урока 7 класс8 класс9 класс 1.Работа учителя: организационный момент 2.Самостоятельная работа учащихся: подготовка к изучению нового материала, выявление проблемы. 3.Работа учителя: формирование новых знаний, индивидуальная работа. Самостоятельная работа учащихся: усвоение новых знаний. 4.Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний. Работа учителя: формирование новых знаний, индивидуальная работа. Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний. 5.Самостоятельная работа учащихся: взаимопроверка, самоконтроль Работа учителя: формирование новых знаний, индивидуальная работа. 6.Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания. Урок изучения нового материала
Уроки формирования умений и навыков или уроки – тренинги Этапы урока 7 класс8 класс 9 класс 1Работа учителя: организационный момент 2Повторение изученного материала, работа учащихся в парах. 3Формирование новых умений. Работа учителя. Самостоятельная работа по формированию умений. 4Самостоятельная работа по формированию умений. Взаимопроверка. Формирование умений применения знаний в измененной ситуации. Работа учителя. 5 Совместная работа учащихся. Взаимопроверка. 6Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания
Учитель должен продумать ряд вопросов: - как составлять пары или группы; - менять ли состав пар, групп или использовать постоянный их состав; - как часто проводить совместную работу учащихся; - какую следует оказывать помощь ученикам, работающим в парах или группах; - чем должен заниматься учитель во время совместной работы учащихся; - как разрешать возникающие конфликты, проблемы в ходе совместной деятельности; - как проверять и оценивать знания и умения школьников?