Автор: Бланк Мария Олеговна, ученица 11 «В» класса МБОУ «СОШ 1 им. М. А. Бухтуева» Руководитель: Бланк Раиса Николаевна, Учитель химии первой категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы решения расчетных задач по химии. Абаноковой Даны 9 Б класс.
Advertisements

РАСТВОРЫ. КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРОВ.. Растворимое вещество Растворитель Раствор.
Тема урока: Задачи на растворы, смеси и сплавы 2008 год 9 класс (алгебра)
Подготовка к ЕГЭ Расчёты по уравнениям реакций, происходящих в растворах.
Творческая лаборатория. развитие творческого потенциала учителей с целью повышения качества подготовки учащихся к олимпиадам и ВНО.
Презентация к уроку по химии (8 класс) по теме: урок по химии 8 класс: "Решение расчетных задач по уравнениям реакций протекающих в растворах"
Решение задач с использованием массовой доли выхода продукта. Варламова А.В. учитель химии школы 1388 г. Москва.
Решение задач на тему: «Растворы, смеси и сплавы» МАОУ Абатская средняя общеобразовательная школа 2 Пестова Ольга Васильевна, учитель математики.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ по теме: РАСТВОРЫ, РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ Рассохин Роман Владимирович ГОУ СОШ 882.
Три основные задачи на проценты Нахождение процента от числа Нахождение числа по его проценту Нахождение процентного отношения двух чисел.
Учитель методист РСШ С.И. Абрамова с.Ракиты 2012 г.
Решение комбинированных задач. Типы задач Задачи на смеси В условии задачи есть слова: «смесь», «технический», «примесь», названия минералов или сплавов.
Учебный проект Учебный проект Решение расчетных задач на сплавы, смеси и растворы различными методами. Автор проекта :ученица 9 класса Киракосян Карина.
Кавлакан Лариса Евгеньевна учитель химии БОУ г. Омска «СОШ 142» 2012.
Липлянская Татьяна Геннадьевна учитель математики МОУ «СОШ 3» города Ясного Оренбургской области.
Урок химии в 10 классе Учитель : Белашов В. Д. СОШ 1 Станица Старощербиновская 2007 год.
Программа разработана Учителем химии Горбенко И.Н. Методика решения расчётных задач в химии Методика решения расчётных задач в химии.
Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы Автор: Немченко Марина Германовна, учитель математики МАОУ лицея 6 г. Тамбова.
К 150 г раствора карбоната натрия добавляли серную кислоту до прекращения выделения газа. Всего выделилось 3,36 л газа (н.у.). Рассчитайте массовую долю.
Презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме: Презентация "Решение задач на растворы и сплавы"
Транксрипт:

Автор: Бланк Мария Олеговна, ученица 11 «В» класса МБОУ «СОШ 1 им. М. А. Бухтуева» Руководитель: Бланк Раиса Николаевна, Учитель химии первой категории.

Актуальность темы: Решение задач занимает в химии главенствующее положение, и, как правило, учащимся трудно научиться решать химические задачи. Химические задачи требуют не только хорошую базу отработанных математических навыков решения уравнений и систем уравнений, но практические и теоретические знания по химии довольно высокого уровня. Очень часто задачи, решаемые математическими способами, включаются в олимпиадные задания и обязательно - в ЕГЭ по химии, не так давно они также появились в заданиях ЕГЭ по математике, где можно решить задачу любым способом, потому что требуется записать только ответ. Я решила заняться этой темой, потому что подобного рода задачи встречаются в экзаменационных работах по математике, который мне предстоит сдавать по окончании школы в конце учебного года, чтобы повысить свой уровень знаний по алгебре и химии, а также улучшить навык решения химических задач математическими способами.

Цель работы: научиться решать химические задачи повышенного уровня математическим способом. Задачи работы: 1. Усвоить принципы решения элементарных задач математическим способом; 2. Научиться решать химические задачи повышенной трудности математическим способом; 3. Показать решение задач различного уровня сложности; 4. Найти область практического применения химических задач, решаемых математическим способом.

Теоретическая справка. При решении химических задач часто возникает потребность проводить вычисления для нахождения соотношений составных частей в различных объектах. В качестве последних можно рассматривать химические соединения, смеси веществ, сплавы. Массовая доля w(X i ) i-го компонента, входящего в состав объекта, равна отношению массы этого компонента m(X) к массе объекта m(об) и выражается в долях единицы или в процентах: W (X i )= w(X 1 )= 100 %

1.Задачи на нахождение массовых долей и обратные. Задача 1.1. Смесь карбонатов калия и натрия массой 7 г обработали серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделившийся газ занял объем 1,344 л (н.у.). Определить массовые доли карбонатов в исходной смеси. Решение. Составим уравнения реакций: x г y л Na 2 CO 3 +H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +CO 2 +H 2 O ν: 1 моль 1 моль Μ: 106 г/моль 22,4 л/моль m: 106 г. 22,4 л (7-x) г (1,344-у) л K 2 CO 3 +H 2 SO 4 =K 2 SO 4 +CO 2 +H 2 O ν: 1 моль 1 моль Μ: 138 г/моль 22,4 л/моль m: 138 г. 22,4 л Составляем два уравнения и решаем их:

Используя метод подстановки, решаем уравнение относительно х: -22,4х + 138у=185, ,8, -22,4х+138( )=28,672, -2374,4х+3091,2х=3039,232, 716,8х=3039,232, х=4,24 г. Масса карбоната натрия-4,24 г. ω (Na 2 CO 3 )= Масса карбоната калия – 2,76 г. ω (К 2 CO 3 )= Ответ: ω (Na 2 CO 3 )=60,57%; ω (К 2 CO 3 )=39,43%

Задача 1.2. Определите массу воды, которую надо добавить к 20 г 70%-ного раствора уксусной кислоты для получения 5%-ного раствора уксуса. Решение. m(р-ра 1 )=20 г. m(CH 3 COOH)=20 г.*0,7=14 г. m(р-ра 2 )=(20 +х) г. ω 2 =5%=0,05 ω 2 = Подставляем и решаем:, 1+0,05х=14, 0,05х=13, х=260 г. Ответ: m(H 2 O)=260 г.

2. Задачи на определение формулы. Задача 2.1. В кристаллогидрате сульфата марганца (II) массовая доля марганца равна 0,268. Определить количество вещества воды, приходящееся на 1 моль кристаллогидрата. Написать формулу соли. Решение: Рассматриваемым объектом является 1 моль кристаллогидрата сульфата марганца (II). Его формулу условно запишем MnSO 4 nH 2 O, где n- искомая величина. Составим уравнение, учитывая, что массовая доля марганца в кристаллогидрате равна отношению молярных масс марганца и данного кристаллогидрата: W (Mn) = ; ; Н 2 О)=(151+18n) г/моль Подставляя в уравнение вместо символов их числовые значения, получим: 0,268 =. Решая уравнение, найдём n = 3. Ответ: 1 моль кристаллогидрата сульфата марганца (II) содержит 3 моль воды. Формула соли - Н 2 О.

3. Графический метод решения задач. Задача1. Вычислить массу сульфита натрия, необходимого для реакции с серной кислотой, чтобы получить 16 г оксида серы (IV). Решим сначала аналитически: х г 16 г Na 2 SO 3 +H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +SO 2 +H 2 O ν: 1 моль 1 моль Μ: 126 г/моль 64 г/моль m: 126 г. 64 г х=

Математической основой рассмотренного способа решения задачи по уравнению реакции является пропорциональная зависимость между известными величинами и искомыми. В данной задаче зависимость переменной m(Na 2 SO 3 ) от переменной m(SO 2 ) является функцией, т.к. каждому значению m(SO 2 ) соответствует единственное значение m(Na 2 SO 3 ). Коэффициент пропорциональности – отношение величины молярной массы Na 2 SO 3 к величине молярной массы SO 2, т.е. k=126:64=1,97. Ох= m(SO 2 ); Оу= m(Na 2 SO 3 ) m(SO 2 )064 M(Na 2 SO 3 )0126

Ответ: m(Na 2 SO 3 )=31,5 г.

Задача 3.1: Смешав 70%-й и 60%-й растворы кислоты и добавив 2 кг чистой воды, получили 50%-й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90%-го раствора той же кислоты, то получили бы 70%-й раствор кислоты. Сколько килограммов 70%-го раствора использовали для получения смеси? Решение: Пусть х кг 70%-й кислоты, тогда у кг 60%-й кислоты. Подставляем в формулу W р.в-ва = ; (в раствор добавлена в вода) 2) (в раствор добавлена кислота) Решаем уравнение: 1) 0,7х + 0,6у = 0,5 (х+у+2); 0,7х+0,6у=0,5х+0,5у+1; 0,2х+0,1у = 1. 2) 0,7х+0,6у+1,8 =0,7 (х+у+2); 0,7х+0,6у+1,8 = 0,7х+0,7у + 1,4; -0,1у = - 0,4 Составляем систему уравнений 1 и 2. 0,2х=1-0,4; 0,2х = 0,6; х=3 кг. Ответ: 3 кг 70%-й раствора кислоты использовали для получения смеси.

Практическое применение решения химических задач математическими способами. Области применения решения химических задач алгебраическими способами имеют очень широкий спектр: во- первых, это, конечно, уроки химии, где решаются задачи по различным темам математическим способом, во-вторых, это предприятия химической промышленности, где активно используются графические способы химических расчетов при контроле технологического процесса и анализе готового продукта в химических лабораториях. Также совсем недавно в заданиях части В по математике появились химические задачи, которые решаются математическим способом. Также расчетные химические задачи мы применяем в быту, например, для разведения уксусной эссенции, только многие делают это на бессознательном уровне (например, на 1 столовую ложку уксуса, 9 ложек воды), но если разобраться, то все это с легкостью просчитывается. Умение решать химические задачи математическими способами требуется также в машиностроении, самолетостроении и др.

Заключение. Работа над моей темой помогла мне улучшить свои знания по школьному курсу алгебры в навыке решения уравнений и систем уравнений, в тоже время я усвоила новый материал по химии в решении задач, научилась решать задачи, подходя с нестандартной стороны. Также я смогла овладеть тем минимумом навыков в решении химических задач математически способом и провела прямую взаимосвязь между математикой и химией, тем самым подтвердив обширный прикладной характер обеих наук.