Табличные информационные модели © МОУ гимназия 8, Хрущева И.Е., 2007г.
Таблицы вокруг нас Вычислительные Медицинские Научные Хронологические Бытовые. и т.д.
Программа телепередач
Табличная информационная модель - это информационная модель в виде прямоугольной таблицы, состоящей из строк и столбцов, достоинством которой является структурность и наглядность представляемой информации.
Структура таблицы ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ БОКОВИКБОКОВИКБОКОВИКБОКОВИК ЯЧЕЙКА СТРОКИ ЗАГОЛОВОК ГРАФЫ (СТОЛБЦЫ)
Правила заполнения таблицы 1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации. 2. Заголовки граф и строк должны быть краткими. 3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. 4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки: ? – данные неизвестны; – данные невозможны; – данные невозможны; – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки. – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Типы таблиц ОСООДМ
Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. Таблицы типа «Объект-свойство»
Примеры таблиц типа «объект-свойство» АвторНазваниеГодПолка 1 Беляев А.Р. Человек Амфибия Кервуд Д. Бродяги севера Тургенев И.С. Повести и рассказы Олеша Ю.К. Избранное19875 Домашняя библиотека (объекты-книги, свойства -, автор, название, год издания, полка)
Примеры таблиц типа «объект-свойство» ДеньОсадкиТемператураДавление Влажность (%) Снег-3, Без осадков Туман1, Дождь3, Информационная модель процесса изменения состояния погоды
Порядок построения таблиц ОС 1. Выделить объекты и свойства. 2. Назвать класс объектов. 3. Вписать названия объектов и их свойства. 4. Вписать значения свойств.
Таблицы типа «Объект-объект» Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса. На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса.
Примеры таблиц типа «объект-объект» УченикиРусскийАлгебраХимияФизика Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Успеваемость (объекты разных классов: ученики и предметы)
Примеры таблиц типа «объект-объект» ДачиОзернаяБобрыПодгорная Дачи06815 Озерная6029 Бобры8207 Подгорная15970 Дороги (объекты одного класса – станции назначения)
Порядок построения таблиц ОО 1. Выделить объекты и свойства. 2. Назвать класс первых и вторых объектов. 3. Вписать название первых и вторых объектов. 4. Вписать значения свойств в ячейки.
Таблицы типа «двоичная матрица» Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач. Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач.
Примеры таблиц типа «двоичная матрица» УченикиКомпьютерГеологияТанцыМузыка Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Увлечения, хобби (1 – да, 0 – нет)
Примеры таблиц типа «двоичная матрица» Серверы сети С1С2С3С4С5 С С С С С По двоичной матрице определите, какой сервер является узловым, если он непосредственно должен быть связан со всеми остальными серверами.
Решение логических задач с помощью таблиц ДМ Задача: Задача: В школе учатся 4 подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. О них известно следующее: 1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. 2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. 4. Иван не любит баскетбол. Кто чем увлекается?
Порядок построения таблиц ДМ 1. Выделить объекты и свойства. 2. Назвать класс первых и вторых объектов. 3. Вписать название первых и вторых объектов. 4. Вписать наличие или отсутствие свойства в ячейки в виде (+/- или 1/0).
Решение задачи ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван10 -(из п.4)0 - (из п.1)0 - (из п.3) Петр00 - (из п.2)1 Алексей000 - (из п.1)1 Андрей (из п.3)