Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Преподаватели кафедры методики географического факультета МПГУ Все они имеют опыт работы учителями географии (от 5-20 лет) Редактор всех учебников – д.г.н., член кор. РАО проф. Дронов В.П. Соавторы двух учебников – к.г.н. Т.Л. Смоктунович и к.г.н. С.Г. Толкунова Рецензенты- к.г.н. Л.Е.Савельева и А.А. и д.г.н. проф. МГУ А.А. Лукашов
Линия учебников, содержание которых соответствует ФКГОС ООО и С(П)ОО «География» Начальный курс Учебник для 6 класса Летягин А.А. «География» Материки, океаны, народы и страны» Учебник для 7 класса Душина И.В. Смоктунович Т.Л. «География» География России: природа и население» Учебник для 8 класса Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. «География» География России: хозяйство и географические районы» Учебник для 9класса Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. «География» Экономическая и социальная география мира» Учебник для 10 класса Бахчиева О.А. ФП «Рекомендовано»
Линия учебников, содержание которых соответствует ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО «География» Начальный курс Учебники для 5 и 6 классов Летягин А.А. «География» Материки, океаны, народы и страны» Учебник для 7 класса Душина И.В. Смоктунович Т.Л. «География» География России: природа и население» Учебник для 8 класса Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. «География» География России: хозяйство и географические районы» Учебник для 9класса Таможняя Е.А., Толкунова С.Г.
Учебник входит в завершенную линию учебников по географии (5-9 класс, которая была создана авторским коллективом кафедры методики преподавания географии МПГУ)
Приказ 1067 от 19 декабря 2012 года Минобрнауки России об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год.
Автор: Летягин Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ.
География. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений Программа курса географии разработана к завершенной линии учебников под редакцией Дронова В.П. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место курса в базисном учебном плане Требования к результатам обучения географии Содержание курсов: (Содержание раздела (тем); Планируемые результаты изучения раздела (тем)); Перечень географических объектов (номенклатура) Тематическое планирование: Содержание; Основные виды деятельности ученика.
Содержание раздела (темы)Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия. Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географический объект», «компас». Использовать понятия «географический объект», «компас» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта. Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам. Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
Темы уроковСодержаниеОсновные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.) Уроки 1-2. География – одна из наук о планете Земля. Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа- следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения; фундаментального ядра содержания основного общего образования; примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся (обучающихся); идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебный год = учебное время + каникулярное время Учебный год = учебное время + каникулярное время Учебное время во 2 11-х классах составляет недель, что прописывается в Уставе образовательного учреждения (ст. 13 ФЗ "Об образовании") Учебное время во 2 11-х классах составляет недель, что прописывается в Уставе образовательного учреждения (ст. 13 ФЗ "Об образовании") Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением
перераспределение основных структурных элементов курса (разделов, тем) по двум годам обучения с учётом образовательных возможностей пяти- и шестиклассников Программа Начальный курс географии (5-6 классы, 68 ч) Географическое познание нашей планеты Земля как планета Солнечной системы Изображение земной поверхности Геосферы Земли
перераспределение основных структурных элементов курса (разделов, тем) по двум годам обучения с учётом образовательных возможностей пяти- и шестиклассников 5 класс 6 класс Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.) Земля как планета Солнечной системы (4 ч.) Геосферы Земли Литосфера (8 ч.) Атмосфера (4 ч.) Водная оболочка Земли (7 ч.) Биосфера (6 ч.) Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч.) Изображение земной поверхности (12 ч.) Литосфера (5 ч.) Атмосфера (6 ч.) Гидросфера (2 ч.) Биосфера и почвенный покров (1 ч.) Географическая оболочка Земли (1 ч.)
Личностные УУД
Регулятивные УУД PS: Задания 6 и 8 ориентированы помочь ученику осознать необходимость построить план действий их выполнения. Задание 7: С какого действия необходимо начать сравнение? Какие источники знаний необходимы для сравнения?
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
определение и конкретизация учебных действий выделение смысловых блоков содержания
УЧЕБНИК - Дает возможность использования цифровых образовательных ресурсов, Internet-ресурсов; Обеспечивает мотивацию учебной деятельности: посредством целевых установок в начале тем; постановкой проблемных задач; предъявлением ориентировочных планов-схем; постановкой вопросов на актуализацию знаний; интересным фактическим материалом; обращением к личности (это вы уже знаете, вам знакомо, вспомним, как вы думаете и т.д.);
Изменение соотношения учебный текст/внетекстовые компоненты: традиционные учебники - 66%: 34% современные учебники – 57% : 43%
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ чтение и пересказ выборочное чтение выделение главной мысли цитирование конспектирование тезирование комментированное чтение Виды работ с учебником, направленные на формирование и развитие УУД ЛОГИКО- СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ деление текста на смысловые блоки составление плана (простого и сложного) изложение текста по плану нахождение в тексте ключевых слов и терминов составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц аннотирование и рецензирование текста составление логико-структурных схем самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами в учебнике
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ составление опорных конспектов моделирование текста на контурной карте нанесение на к\к объектов номенклатуры рисование на основе текста написание стихотворений подбор из дополнительных источников описаний к иллюстрациям подготовка аргументов и контраргументов подготовка к дискуссии, деловой игре, беседе и др. ПОИСК ОБЪЯСНЕНИЙ нахождение в тексте слов- связок (ПСС) выделение в тексте причин и следствий постановка вопросов к тексту нахождение ответов на вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста постановка вопросов, требующих ответа из контекста
1.Программа. География 5-9 классы общеобразовательных учреждений. 2.Учебник «Начальный курс географии.5 класс». 3.Рабочая тетрадь («Дневник географа следопыта»). 4.Методические рекомендации для учителя. 5.Атлас с комплектом контурных карт. 6.Электронное приложение. 7.Промежуточный и итоговый контроль.
УЧЕБНИК дает возможность по-новому организовать учебный процесс и содержание в полной мере отвечает требованиям ФГОС ООО!
Предметные учебные линии системы учебников «Алгоритм успеха» Предметная областьПредмет обученияЛиния учебников ФилологияРусский язык5-9 классы, под ред. Шмелёва А.Д. Литература5-9 классы, под ред. Ланина Б.А. Иностранный язык5-9 классы, под ред. Вербицкой М.В. Второй иностранный язык (Итальянский язык ) 5-9 классы, Дорофеева Н.С., Красова Г.А. Общественно-научные предметыИстория России6-9 классы, под ред. Ганелина Р.Ш. Всеобщая история5-9 классы, под ред. Мясникова В.С. Обществознание5-9 классы, под ред. Бордовского Г.А. География5-9 классы, под общ. ред. Дронова В.П. Математика и информатикаМатематика5-6 классы, Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра7-9 классы, Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Геометрия7-9 классы, Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Информатика7-9 классы, Семакин И.Г. и др. (ООО«Бином. Лаборатория знаний») Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс, Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Естественнонаучные предметыФизика7-9 классы, Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Биология5-9 классы, авторы: Пономарёва И.Н. и др./ 1вариант 5-9 классы, авторы: Пономарёва И.Н. и др./ 2 вариант Химия8-9 классы, Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. и др. ИскусствоИзобразительное искусство5-8 классы, Ермолинская Е.А. и др. Музыка5-7 классы, Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Технология 5-8 классы, Синица Н.В., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. 5-8 классы, под ред. Сасовой И.А. Физическая культура и ОБЖФизическая культура5-7 классы, 8-9 классы, авторы: Петрова Т.В. и др. ОБЖ5-6 классы, 7-9 классы. Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В. и др.
Участникам Сообщества предоставляется: набор учебников и программ системы «Алгоритм успеха» (ФГОС ООО, 5 класс) для школьной библиотеки; возможность получать оперативную и исчерпывающую информацию о всех новинках, методических разработках, методических семинарах и вебинарах, проводимых Издательским центром; право на публикацию методических разработок педагогов, работающих по УМК Издательского центра на сайте Издательского центра и в методических журналах; право на первоочередное получение информационной и консультационной поддержки учителей, как начинающих, так и уже работающих по учебно-методическим комплектам издательства. Вступить в сообщество можно на сайте Регистрация открыта с 01 февраля по 31 мая 2013 года Рассылка будет осуществляться до 31 августа 2013 г.
Главная цель курса – воспитание и развитие у школьников знаний о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей в различных природных условиях. Цель – изучение мира в его многообразии! Изменения в учебнике проведены в соответствии с новой концепцией школьной географии. В нем реализована основная идея модернизации географического образования школьников – переход от раздельного изучения физ. и соц. - экон. географии к интеграции знаний, переход от покомпонентного к комплексному рассмотрению географической среды.
Источники географической информации, Природа Земли и человек, Материки, океаны, народы и страны Природопользование и геоэкология.
Посредством вопросов и заданий учебник способствует формированию практических умений и ключевых компетенций. Содержание многих работ изменено.
Практические работы - составная часть содержания школьной географии. При их выполнении применяются методы географии: картографический, сравнительный, описательный и др. Установите соответствие диаграммы осадков климатическому поясу
Природа крупных регионов материков и стран Особенности природы материков Природа южных и северных материков Особенности природы Земли в целом
Соответствие новой страноведческой структуре курса «География России». Усиление исторического подхода. Традиционное (по содержанию и количеству часов) изучение раздела «Природа России». Доступный основной текст, понятный даже «троечнику». Присутствие разнообразных текстовых схем, облегчающих школьникам усвоение учебного материала. Система вопросов и заданий развивающего ( а не воспроизводящего) характера.
Главная цель курса «География России» заключается в формировании у школьников целостного географического представления о своей стране, ее месте в современном мире, а также развитие личностных качеств: любви к Родине во всем ее многообразии; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям; развитие географического мышления школьников.
Содержание соответствует ФГОС основного общего образования по географии (2010 г.) Содержание соответствует ФГОС основного общего образования по географии (2010 г.) Содержание сохраняет традиции школьного курса географии России (сохранены все системы знаний) Содержание сохраняет традиции школьного курса географии России (сохранены все системы знаний) Содержание построено с учетом принципов, реализующих современное состояние географической науки, и принципов, отражающих личностно-ориентированный характер обучения Содержание построено с учетом принципов, реализующих современное состояние географической науки, и принципов, отражающих личностно-ориентированный характер обучения
реализующие идеи ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ отражающие ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ комплексности, научности, проблемности, историзма, гуманизации, регионализации, типологический, альтернативности районирования приоритета мировоззренческих позиций, доступности, мотивации обучения, ценностный, деятельностный, коммуникационный
Человеческий капитал - это наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страныфактор экономического развития
Кластер – группа взаимосвязанных предприятий, связанных производством определенных видов товаров или услуг
Кластерный подход к региональному развитию. Со стороны государства осуществляется поддержка тех инноваций в регионе, которые обеспечивают долговременное развитие бизнеса. Формы государственной инновационной политики: прямая бюджетная поддержка разработки и внедрения новых технологий и товаров; косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования; инвестиции в систему образования, дотации на научно- исследовательские разработки; поддержка критических элементов хозяйственной инфраструктуры, необходимых для быстрого продвижения инноваций.
«Концепция устойчивого развития» - модель развития мирового сообщества, в которой масштабы эксплуатации ресурсов, а также направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями человечества. В рамках концепции устойчивого развития разрабатываются программы по улучшению качества окружающей среды, утилизации отходов, использованию нетрадиционных источников энергии, городскому планированию и развитию.
Современные технологии (электрометаллургия)
занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы
Деятельность обучаемого - системообразующий фактор всей системы обучения. Цели, содержание, формы, средства и методы обучения в рамках современного урока должны рассматриваться в соответствии с задачей формирования деятельности учащегося. Планирование деятельности учащихся Планирование содержания урока
+ = Передача знаний Формирование умений Система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы
Обновление и конкретизация основного содержания курса, с позиции учителя школы Усиление практической направленности: методика организации программных практических работ описана в учебнике Формируется общее представление (образ) региона или страны. Предложены страноведческие характеристики 17 государств мира, наиболее типичных для субрегионов и в то же время, отличающихся динамизмом развития. Усилено внимание к объяснению взаимоотношений с Российской Федерацией и месте нашей страны в мировом сообществе. Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих темах курса.
Образование должно обеспечить: Формирование политической культуры демократической России – подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции. Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса. Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан.
Формы методической поддержки педагога
Конференция, педагогический форум
Курсовая подготовка
Полевой практикум
Онлайн – семинар, разновидность веб-конференции проведение онлайн - встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб- конференции каждый из участников находится у своего компьютера... Вебинар означает особый тип веб-конференций. Связь, как правило, односторонняя со стороны говорящего, и взаимодействие со слушателями ограничено, например как в вебкастах.
Архив 14 марта 2013 года в (мск) состоялся вебинар по вопросам преподавания курса география в 7 классе. Вебинар проводят: Душина Ираида Владимировна, заведующая кафедрой методики преподавания географии МПГУ, профессор, к.п.н. Смоктунович Татьяна Леонидовна, доцент кафедры физической географии МПГУ, к.г.н.
Сообщество «ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ. Методическая поддержка» на портале «Открытый класс» приглашает учителей географии присоединиться к обсуждению следующих тем: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках географии в условиях реализации требований ФГОС ООО. Модератор: Никифорова Н.А. Конструируем современный урок географии с использованием УМК "ГЕОГРАФИЯ" ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ" или "Режиссура нескучных уроков". Модератор: Рыбак Т.Г. Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного общего образования. Модератор: Саренко Г.И. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Модератор: Эртель А.Б
Издательский Центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» объявляет о проведении GEO-КОНКУРСОВ: Конкурса педагогических идей «Учим географии!»; II Всероссийского конкурса учебных проектов «Учим географию!» Сроки проведения: с мая по ноябрь 2013 года. Итоги будут опубликованы на сайте после 28 февраля 2014 года.
Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» , Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, стр. 3 Тел./факс: (495) , , Адрес сайта: