ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Что такое дифференциация? Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.
Уровневая дифференциация Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Условия, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации. Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся. Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.
Формирование групп учащихся Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Отмечу, что в процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя. Деление учащихся на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер и при правильной организации не дает ученикам поводов для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
Основные математические способности Быстрота усвоения Активность мышления
Быстрота усвоения Быстрота усвоения характеризуется следующими критериями: дословное повторение текста; частичное повторение; воспроизведение 50% текста; самостоятельное воспроизведение текста ранее изученного; воспроизведение материала с помощью учителя; воспроизведение с ошибками (но основная нить удерживается); замедленное, невнятное воспроизведение текста; умственная отсталость (затухание развития).
Активность мышления Активность мышления характеризуется такими категориями: плодотворная работа на протяжении всего урока; работа со «вспышками»; неполная работоспособность; быстрая утомляемость; игнорирование заданий.
Диагностическая таблица Уровень А (учащиеся с хорошими математически ми способностями) Уровень В (учащиеся со средними математически ми способностями) Уровень С (учащиеся со слабыми математически ми способностями) … … …
АНКЕТА 1.Класс. 2.Фамилия, имя. 3.Где и кем работают родители? 4.Отношение родителей к математике. (Нужное подчеркнуть.) Имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены математикой; не любят математику; не интересуются математикой. 5.Есть ли в домашней библиотеке математические книги (не учебники)? 6.Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике? 7.Сколько времени занимает подготовка к уроку математики? 8.Почему ты учишь математику?
9.Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке? 10.Как дается тебе математика? (Нужное подчеркнуть.) Легко; много надо заучивать; трудно. 11.Твое отношение к математике? (Нужное подчеркнуть.) Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу её учить. 12.Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу? (Нужное подчеркнуть.) Счет до 10 и обратно; сложение в пределах десятка; решение простых задач. 13.Какого вида задания по математике тебе нравятся больше? (Нужное подчеркнуть.) Задачи; примеры; задачи и примеры. 14. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Нужное подчеркнуть.) Хочу стать математиком; хочу поступить в вуз, куда надо сдавать математику; хочу знать как можно больше о разном.
Методика дифференцированной работы на уроке
1 этап. Дифференцированная домашняя работа
1 группа - задания, соответствующие обязательным результатам обучения. 2 группа - такое же задание, к которому добавляется более сложная задача. 3 группа - задание из учебника дополняется задачами из различных пособий.
2 этап Учет знаний учащихся на уроке. На этом этапе в классе выделяются консультанты – ребята из 1 группы. Сначала проверяется их работу, затем они помогают проверять работу остальных групп.
3 этап Организация базового повторения
Ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты и ошибки, допущенные учениками в самостоятельных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записывается на доске. Задания каждой группе предлагаются разные.
Задания для групп 1 группа – «Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в…». 2 группа – «Назовите правило, по которому выполняли действие…», «Закончите решение…». 3 группа – «Поясните причину допущенной ошибки», «Сформулируйте определения понятий, использующихся в данной задаче».
4 этап Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ)
Задания для групп 1 группа - выполняют задания по образцу. 2 группа - выделяют главное в решении. 3 группа - работают с дополнительным материалом
Пример дифференцированной самостоятельной работы по алгебре в 7 классе Тема. Преобразование целых выражений
Задания. 1 группа. Упростите выражение: а) 2с(1 + с) – (с – 2)(с + 4); б) (у + 2) 2 – 2у(у + 2); в) 30х + 3(х – 5) 2 ; г) (в 2 + 2в) 2 – в 2 (в – 1)(в + 1) + 2в(3 – 2в 2 )
Задания 2 группа. Разложите на множители: 1. а) 4а – а 3 ; б) ах 2 + 2ах + а; в) /81 у 4 ; г) а + а 2 - в – в Докажите, что выражение с 2 - 2с + 12 может принимать только положительные значения.
Задания 3 группа. 1. Докажите, что при любом целом п значение выражения (2п – 3) 2 - (4п – 1)(п + 6) кратно Чему равно значение выражения а(а + 2) + с(с – 2а) – 2а при а – с = 7? 3. Найдите наименьшее значение выражения 4х 2 - 4х + 11.
Учет познавательных интересов ученика В своей работе необходимо стараться уважительно относиться к любому высказыванию ученика, касающемуся содержания темы. Продумывать не только, какой материал буду сообщать на уроке, но и как увязать его с интересами и субъективным опытом ученика.
Если учащиеся интересуются… историей, то они получают творческие задания, связанные с историей открытия математических фактов. Так, при изучении теоремы Пифагора предлагаю подготовить сообщение на тему «Пифагор и его школа», «Теорема Пифагора и различные способы её доказательства».
Если учащиеся интересуются… естественными науками, то им даются задачи, требующие дополнительных знаний из области физики, биологии и т.д. Например, такая: «Удар орт падения камня, брошенного в колодец глубиной 13 м, был услышан через 3 с. Определите начальную скорость падения камня».
Если учащиеся интересуются… экономикой, то им предлагается следующая задача: «Неизвестный капитал, положенный в банк под простой процент, через 5 лет оказался равным руб. Найдите первоначальный капитал и процентную ставку, если известно, что она составляет одну тысячную долю капитала».
Если учащиеся интересуются… литературой, то им можно дать такую задачу: «Собака и лиса устроили соревнования по бегу. Они договорились, что победителем станет тот, кто, начав движение из одного угла и пробежав по двум смежным сторонам поляны, имеющей форму четырехугольника, первым доберется до противоположного угла. Пусть АВ и ВС – стороны этого четырехугольника, причем ВС = 2АВ. Какой формы должна быть поляна, чтобы можно было установить соотношение скоростей собаки и лисы, при котором собака победит?»
А если есть ребята с практическим складом мышления? Этим ребятам предлагается следующая задача на применение теоремы Пифагора: «Между двумя цехами, расположенными в разных зданиях на расстоянии 8 м друг от друга, необходимо установить транспортер для передачи изделий и материалов. Один конец транспортера должен быть приподнят над землей на 7 м, а другой – на 1 м. Какой длины должна быть лента транспортера?»
Наши выводы Будущее нашего общества за стилем преподавания, в основе которого – выявление потребностей школьников и их удовлетворение, диалог с воспитуемыми, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения. Идти к ученику, идти от ученика и вновь возвращаться, в сущности, не уходя от него, возвращаться к ученику прежнему и одновременно другому – основа Человеческого образования.
Наши выводы Выпускник школы только тогда будет ей благодарен за собственное обучение и воспитание, когда в дальнейшей жизни он будет испытывать состояние комфорта в общении с другими людьми, в своей семье, когда культурная основа его образования достаточна для того, чтобы не оказаться отрезанным от всякой цивилизованной среды, им избираемой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!