БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ФИНЛЯНДИИ «Опыт Дорожной Администрации Финляндии по снижению ДТП и по развитию дорожной инфраструктуры" Юсси Питкялахти / Jussi Pitkälahti Специалист по безопасности дорожного движения Дорожная Администрация Дорожное Управление Юго-Восточной Финляндии
Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения считается исключительно важной Транспортная политика стран ЕС изложена в Белой книге "Европейская транспортная политика на период до 2010 года – ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ"-> в срок до 2010 года число погибших в ДТП должно быть уменьшено в два раза В конце 2005 года в Финляндии была разработана вторая общегосударственная пятилетняя программа повышения уровня безопасности дорожного движения на период до 2010 года -> программа имеет чёткую цель: число погибших в ДТП не должно превышать 250 человек / год 2
Работа по повышению безопасности дорожного движения в Финляндии Работа должна содержать целевые показатели Документы для координации действий: –Белая Книга - документ Европейского Союза –Программа развития БДД на период годов –Доклад Правительству Финляндии о развитии транспортной политики на период годов –Целевые программы развития БДД на уровне губерний –Целевые показатели, определённые Министерством транспорта и связи Дорожной Администрации ВСЕ целевые показатели постоянно отслеживаются, составляются регулярные отчёты официальным органам 3
Деятельность Дорожной Администрации по развитию безопасности дорожного движения: история вопроса Сбор статистических данных по ДТП был начат Дорожной Администрацией Финляндии в 1967 году С помощью статистического анализа определяются очаги аварийности В 1970-х годах началась реализация мероприятий по улучшению всей транспортной инфраструктуры Около % сумм финансирования в сфере дорожного строительства было направлено на мероприятия по повышению БДД Улучшение условий движения и изменение правил движения на развязках Дорожные артерии и разноуровневые развязки для легкого транспорта / изменения дорожной геометрии Оборудование ж/д переездов и обустройство освещения Использование новых дорожных знаков и повышение эффективности дорожной разметки 4
Деятельность Дорожной Администрации по развитию безопасности дорожного движения: история вопроса В 1980-х годах было положено начало региональной деятельности по обеспечению БДД. В рамках этой работы в сотрудничестве с заинтересованными группами, полицией и муниципальными образованиями / коммунами были разработаны планы по развитию БДД МО, включающие –Определение очагов аварийности –Определение транспортные проблемы коммун и мероприятия по их решению –Подробные списки мероприятий на уровне коммун и Дорожной Администрации –Мониторинг / ежегодный контроль выполнения планов мероприятий 5
Деятельность Дорожной Администрации по развитию безопасности дорожного движения: история вопроса В 1990-х годах - разработка новых программ по развитию БДД. Работа по актуализации / обновлению существующих программ Новый вид деятельности - разработка и реализация программ по обучению/просвещению и по распространению информации в коммунах. Обеспечение безопасности дорожного движения - часть ежедневной работы муниципального самоуправления В 2000-х годах произошел переход к разработке региональных и территорийальных программ развития / обеспечения БДД 6
Реализованные в XXI веке мероприятия по повышению БДД Пересмотрены ограничения скорости в зимнее время ( в Финляндии на большей части дорог общего пользования переход от 100 км/ч => к 80 км/ч) Автоматический контроль скорости км дорог к концу 2008 года (или 23% важнейших дорог общего пользования) Ограничения скорости на узких дорогах снижены со 100 км/час до 80 км/час На главных дорогах введена «вибрирующая / встряхивающая» разметка по осевой линии Начато строительство дорог с обустройством барьерного ограждения по осевой линии (без разделительной полосы) 7
Воздействие на стиль поведения всех пользователя дороги Обучение и просвещение больших групп населения - задача Ассоциации по безопасности дорожного движения -Liikenneturva Сотрудничество всех –Ассоциация БДД Финляндии –Дорожная Администрация –Губернские правления –Муниципальные Образования / коммуны –Полиция 8
БДД – ДОЛГОВРЕМЕННАЯ РАБОТА 9
БДД – часть транспортной политики К основным целям деятельности общества относятся бесперебойность и безопасность транспортных связей, уменьшение вредного воздействия транспорта на состояние окружающей среды. Общество должно эффективно использовать свои ресурсы на реализацию данных целей Повышение безопасности дорожного движения Финляндии соответствует задачам ЕС и проводится в рамках сотрудничества всех государственных организаций, а также фирм-перевозчиков и пользователей дорог Деятельность по обеспечению БДД нельзя рассматривать как некую отдельную функцию, напротив, работа транспортной системы должна всегда рассматриваться с точки зрения безопасного дорожного движения -> Совместная ответственность за безопасность дорожного движения 10
ЦЕЛИ В ФИНЛЯНДИИ Смертей за прошедшие 12 месяцев ВСЕГО Легковые авто Пеш. дорожки и легк. транспорт Другие Цель: менее 250 смертей к 2010 году ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Никому нет необходимости быть серъёзно травмирован- ным или погибнуть на дороге 11
Ситуация в Финляндии сравнительно хорошая Цель, определённая в Финляндии, сложная, но достижимая РОССИЯ
Общегосударственная программа повышения уровня безопасности дорожного движения В программе представлено 37 мероприятий с акцентом на сотрудничество официальных структур и вопросы развития законодательства 13
Основные направления работы по повышению БДД Мероприятия по уменьшению числа лобовых столкновений на главных дорогах – финансирование в течение годов в объёме 50 миллионов Мероприятия по уменьшению числа ДТП с участием пешеходов и велосипедистов в населенных пунктах Борьба с превышением установленной скорости Уменьшение числа ДТП с участием лиц в состоянии алкогольного опьянения, а также лиц, употребляющих наркотики Уменьшение числа ДТП с участием профессиональных водителей Работа по снижению уровня серьезности последствий ДТП Выполнение мероприятий государственной программы развития безопасности дорожного движения должны снизить уровень ДТП на 147 смертей в год 14
Программа мероприятия по повышению БДД включает в себя МНОЖЕСТВО пунктов Снижение числа ДТП с участием пешеходов и велосипедистов ограничение скорости движения в населенных пунктах до 40 км/час, а в некоторых жилых районах и до 30 км/час подготовка по БДД в школах, целевые / агитационные компании мероприятия, способствующие применению шлема для велосипедистов и светоотражателей 15
Программа мероприятия по повышению БДД включает в себя МНОЖЕСТВО пунктов Снижение числа ДТП в результате лобовых столкновений на главных дорогах обустройство барьерного ограждения по осевой линии на аварийноопасных участках увеличение протяженности «вибрирующей» разметки Контроль превышения установленной скорости автоматический контроль с помощью видеокамер, применение новых технологий контроля в дальнейшем - введение контроля времени и скорости в пути на некоторых участках трасс 16
Программа мероприятия по повышению БДД включает в себя МНОЖЕСТВО пунктов Уменьшение числа ДТП с участием лиц в состоянии алкогольного опьянения расширение практики применения алко-замка зажигания Уменьшение числа ДТП с участием профессиональных водителей повышение контроля (в т.ч. Времени труда и отдыха, скорости движения, превышения веса ТС) развитие обучения водителей Снижения уровня серьезности последствий ДТП предотвращение использования ТС без ремня безопасности с использованием технических средств (устройство - блокировка управления) "смягчение" дорожной инфраструктуры (ограждения, откосы) развитие и применение различных средств пассивной безопасности ТС 17
Мониторинг выполнения и результативности программы Мониторинг достижения целей программы и выполнения её мероприятий основан на регулярном анализе результатов Эффективность деятельности организаций-участников определяется с помощью параметров -индикаторов 18
Достижение цели снижения числа ДТП Реальное снижение числа ДТП Положительная тенденция в Финляндии замедлилась –Число ДТП в течение2007 увеличилось – 2007 год был самым плохим в течение длительного периода –На всей территории ЕС замечено замедление положительной тенденции на уменьшение число ДТП ~ +/- 0 Число ДТП фиксируется в договоре между Министерством транспорта и Дорожной Администрацией, где есть пункт, определяющий снижение числа ДТП Разработана специальная компьютерная программа, которая рассчитывает эффективность различных мероприятий по повышению БДД - TARVA (Оценка эффективности мероприятий по развитию дорожной инфраструктуры с использованием специальных параметров и коэффициентов) 19
ROAD SAFETY EVALUATION SOFTWARE, TARVA VTT, Technical Research Centre of Finland Технический научно-исследовательский центр ФИнляндии 20
Оценка эффективности мероприятий по развитию дорожной инфраструктуры (TARVA) 21
Использование TARVA – определение мероприятий КАКИЕ мероприятия будут выбраны ГДЕ мероприятия будут реализованы (+ Оценка стоимости?) Например: RoadBeginningEnd Measure Sect. Dist.Sect. Dist
Ежегодное снижение числа ДТП за счёт проведения мероприятий – оценки по программе TARVA МероприятиеУменьшение числа ДТП / год Пропорция (%) Автоматические камеры контроля скорости13,738,5 Обновление освещения дорог4,612,8 Фрезерование дорожной разметки3,18,6 Светофоры / вешки / системы торможения2,57,0 Строительство новых барьерных ограждений по обочине 1,85,1 Более эффективные примыкания1,23,4 Улучшение зимнего содержания1,12,9 Вешки с отражателями0,92,5 Внимание к ограничению скорости0,92,5 Системы замедления скорости / лежачие полицейские и т.д 0,41,2 Все другие мероприятия4,813,6 ИТОГО34,9100,0 23
АУДИТ в безопасности движения Требование ЕС связанное с регулярным аудитом / проверкой всей сети дорог => Аудит современного состояния дорожной сети Методы аудита новых дорожных проектов Стадии проектирования –Общий этап / предварительное проектирование –Проектирование / инженерный проект –Рабочая документация / план строительных работ Во время строительства Передача в эксплуатацию прим. через год после принятия в эксплуатацию проверка с точки зрения всех видов транспорта в все времена года, в любых условиях освещённости 24
Имеющиеся и разрабатываемые методы и способы повышения БДД –Регулирование транспортных потоков, телематические средства управления дорожным движением –Контроль времени и расстояний –Повышение эффективности контроля с использованием камер 25
Сотрудничество между Южной Финляндией и Ленинградской областью Проект по развитию и повышению БДД в городе Гатчина Безопасность для школьников и детей Картирование опасных мест Предложения по мероприятиям Кампании наTV Ближний свет Ремни безопасности Пьянство за рулём Предложения по мероприятиям, связанным с ликвидацией чёрных точек на дороге E18 Инструкция для российских водителей большегрузных автомобилей на дороге E18 26
Цель: конкретные проекты и мероприятия КОНЦЕПЦИЯ Повышение бесперебойности и безопасности движения и надёжные транспортные связи между Южной Финляндией и Ленинградской областью СПОСОБЫ Общий взгляд на деятельность по обеспечению БДД в регионе Взаимное обучение Конкретные мероприятия Крупно-масштабные обязательства сторон ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Дети и транспорт Алкоголь/ наркотики и дорожное движение Воздействие на особенности поведения водителей с помощью обучения и просвещения Грузовой транспорт 27
СПАСИБО! KIITOKSET ! Дополнительная информация Tiehallinto Jussi Pitkälahti Tel: