Тема 3 Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, основывающееся на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, состоит из Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Государственные природные заповедники На территории государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты - земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Такие заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственного заповедника, предоставляются в пользование на правах, предусмотренных федеральными законами.
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историке-культурные и другие объекты закрепляются за государственным природным заповедником на праве оперативного управления. Запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников по действующему законодательству полностью изъяты из оборота. Они не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
Согласно статье 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на это государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. На территории государственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на: сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;, осуществление экологического мониторинга; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций.
По действующему законодательству государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Они вправе распоряжаться в установленном порядке следующими средствами: от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе. Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и т. п.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" национальные природные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно- исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки
Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных источников.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Национальный парк функционирует на основании положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды
На национальные парки возложены следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко- культурных комплексов и объектов.
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1994 г. было принято предложение администрации Орловской области, согласованное с Федеральной службой лесного хозяйства России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, о создании на территории Орловской области национального природного парка "Орловское полесье" Федеральной службы лесного хозяйства России общей площадью гектаров.
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение;
познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций; рубка главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство и др.
Природные парки Природными парками являются природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления
Природные парки, хотя и являются юридическими лицами, не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями. Они вправе распоряжаться средствами, полученными: в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; в результате рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков; в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций. рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко- культурных комплексов и объектов.
Государственные природные заказники Под государственными природными заказниками понимаются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Они могут быть федерального или регионального значения, в том числе: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Памятники природы Согласно статье 25 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального и местного значения. Природные объекты объявляются памятниками федерального значения, а занятые ими территории - особо охраняемыми природными территориями федерального значения, Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов утверждают границы и определяют режим особой охраны находящихся в их ведении памятников природы. При этом территории, занятые ими, могут быть изъяты у собственников, владельцев и пользователей этих участков
Дендрологические парки и ботанические сады Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительной деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются им в бессрочное (постоянное) пользование. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат
Лечебно оздоровительные местности и курорты Согласно статье 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Такие местности выделяются в целях их рационального использования и охраны их лечебных и оздоровительных свойств.
Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, а также располагающие необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий - это официальный документ, содержащий регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Кадастр ведется: о особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся природные территории; по особо охраняемым территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъекта РФ; по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, - органами местного самоуправления.
Многие десятилетия деятельность заповедников и других ООПТ регулировалась частными подзаконными актами (в основном типовыми положениями, утвержденными различными государственными учреждениями.) годы прошлого века управляли заповедниками Наркомзем и Наркомпросом год создано Главное управление по заповедникам, зоопаркам и зоосадам при СНК РСФСР год организовано Главное управление по заповедникам при совете Министров СССР. Казалось бы, это свидетельствовало о признании общегосударственного значения заповедного дела, но в этом же году в СССР было ликвидировано 80 заповедников.
1964 год – создано Главное управление по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Минсельхоза СССР. Это была разумная перестройка, но к сожалению, в значительной мере продиктована личными интересами руководителей. В системе Минсельхоза заповедники имели хорошее финансирование, но в ряде заповедников были созданы «охотничьи домики» для высокопоставленных охотников 1983 год – началось формирование системы национальных парков, руководимых лесным ведомством. Большинство парков создавалось на базе лесхозов, но из-за недостаточности финансирования они длительное время сохраняли элементы лесохозяйственной деятельности.
1992 г. Создано Управление заповедного дела Министерства экологии и природных ресурсов РФ. Эту дату можно считать началом новой эры в управлении ООПТ. Управление возглавило подготовку проекта закона об ООПТ, подготовило фундаментальный сборник руководящих документов по заповедному делу, наладило международное сотрудничество между ООПТ различных стран год – принят Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях 2000 – ликвидировано Управление заповедным делом в России, а его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ. Этот шаг способствовал объединению управления природными заповедниками и национальными парками. Однако это объединение не сопровождалось укреплением штатов и улучшению финансирования.