Различия в применении уровневой и профильной дифференциации; нормативная и концептуальная база профильного обучения; возможности профилизации
Дифференциация (от латинского difference) разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, уровни
это форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой учащиеся обучаются в отдельных группах, сформированных с учётом их доминирующих особенностей.
обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся, когда базовый уровень обеспечивает возможность для эволюционного развития личности.
средство индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов учебного плана полного общего образования; дифференциация содержания обучения старшеклассников через построение индивидуальных образовательных программ; социализация учащихся, преемственность между общим и профессиональным образованием; эффективная подготовка выпускников школы к получению высшего профессионального образования.
«Основная идея обновления старшей ступени образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным»
Исходный документ Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от ) Постановление Правительства РФ от «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся»
Письмо МО РФ от /13 «О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования»; Приказ МО РФ от /2 «О поэтапном введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования в г.» Приказ МО РФ от р «О переходе на профильное обучение старшей ступени общего образования». (Определён срок массового перехода – с 2006 г.)
Модели профилизации сетевая внутришкольная однопрофильнаямногопрофильная ОУ УДОССУЗ ВУЗ
I.Поступление в старшую школу (начинается в 9 классе) Задачи педагогического коллектива на этом этапе: создание достаточного информационного поля для учеников и их родителей о целях и задачах старшей школы, об условиях поступления и обучения в старшей школе; подготовка и проведение конкурса портфолио через школьную приёмную комиссию.
соотнесение содержания образования в старшей школе и своих образовательных притязаний; соблюдение процедуры поступления в старшую школу.
II.Адаптация и идентификация в пространстве старшей школы Задачи педагогического коллектива: установление партнёрских отношений; выстраивание запуска процессов образовательного самоопределения и самореализации учащихся; корректировка неадекватного самоопределения старшеклассников.
формирование индивидуального учебного плана; соотнесение индивидуального учебного плана и персонального представления о будущем.
III.Образовательная самореализация старшеклассников (период стабильного учения) Задачи педагогического коллектива: обеспечение учебного контроля и стабильной обратной связи; знакомство старшеклассников с формой проведения ЕГЭ; обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучения учащихся.
работа по реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуального учебного плана; подготовка индивидуальных творческих проектов с целью приобретения навыков исследовательской работы.
IV. Подготовка к выпуску из старшей школы и поступлению в профессиональные учебные заведения Задачи педагогического коллектива: обеспечение благоприятного режима для подготовки к вступительным экзаменам; подготовка школьников к сдаче ЕГЭ; подготовка и проведение выпускных процедур.
определение перечня собственных экзаменов; подготовка к процедурам ЕГЭ; изучение требований учебного заведения, выбранного выпускниками для поступления.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОФИЛЬНОГО КЛАССА БАЗОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПРОФИЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Физико-математический профиль Базовые Базовые общеобразовательные предметы Профильные Профильные общеобразовательные предметы русский язык литература иностранный язык история обществознание география химия биология физкультура ОБЖ математика информатика физика
Естественно-научный профиль Базовые Базовые общеобразовательные предметы Профильные Профильные общеобразовательные предметы русский язык литература иностранный язык история обществознание физкультура ОБЖ математика химия физика биология география
Естественно-научный профиль Базовые Базовые общеобразовательные предметы Профильные Профильные общеобразовательные предметы русский язык литература иностранный язык история обществознание география физика математика физкультура ОБЖ химия биология технология (медико-биологическая и химическая направленность)
Социально-экономический профиль Базовые Базовые общеобразовательные предметы Профильные Профильные общеобразовательные предметы русский язык литература иностранный язык история физика химия биология физкультура ОБЖ математика экономика право обществознание география информатика и ИКТ
Гуманитарный профиль Базовые Базовые общеобразовательные предметы Профильные Профильные общеобразовательные предметы математика химия физика биология физкультура ОБЖ русский язык литература иностранный язык второй иностранный язык география история обществознание МХК
Тип курсов Характеристи ка Уровень стандартизации Базовые курсы Обязательны для всех во всех профилях. Завершают общеобразова- тельную подготовку. Набор предметов зависит от профиля. Базовый уровень государствен-ных образова-тельных стандартов Характеристика учебных курсов
Тип курсов Характеристика Уровень стандартизац ии Профиль- ные курсы Составляют профильную подготовку. Набор предметов зависит от профиля. Профильный уровень государствен- ных образова- тельных стандартов
Тип курсов Характеристика Уровень стандартизац ии Элективные курсы Обязательные курсы по выбору. Поддерживают профиль, обеспечивают профильную специализацию. Удовлетворяют познавательные интересы учащихся. Региональный уровень образова- тельных стандартов