Какой портрет, на ваш взгляд, более приближен к гоголевскому изображению городничего?
…опытный служака,получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины,а для приобретения их – взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством, ломанье и скотская грубость перед низшим… В. Г. Белинский
«Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»
«Насчет врачевания…мы взяли свои меры. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.»
«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто- нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.»
Какие пороки чиновничьей России обличает Гоголь на примере своих героев? Подумайте над эпиграфом. Добродушны ли жулики из «Ревизора»?
Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым? Как характеризует Хлестакова его собственные монологи, поведение с Осипом, трактирным слугой? Почему городничий принимает Хлестакова за ревизора?
o Как раскрывается Хлестаков в сцене вранья? o Каковы жизненные идеалы Хлестакова? o Какую оценку дают чиновники Хлестакову? o Почему явную ложь Хлестакова чиновники принимают за чистую монету?
Согласны ли вы с мнением критика: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихией поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им.»? Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? В сценах сватовства?
«Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы.»(В. Набоков) «Что такое, если разобрать, в самом деле Хлестаков? Молодой человек, чиновник и пустой, как называют,но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми…всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…»(Н.В.Гоголь).
Памятник Хлестакову в г. Челябинск
Хлестаковщина – бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
Темы : 1) Анализ эпизода « Сцена вранья Хлестакова» (Д. 3,явл. 6) 2) Хлестаков и хлестаковщина. 3) В чем актуальность комедии Гоголя «Ревизор».