Цыбулько Ирина Петровна - председатель ФПК по русскому языку; ведущий научный сотрудник ФИПИ, ведущий научный сотрудник лаборатории обучения русскому (родному)языку, профессор кафедры современного русского языка МГПУ; кандидат педагогических наук Проблемы преподавания русского языка и новые образовательные стандарты
Русский язык как учебный предмет Курс русского языка исторически сложился как структурно- системный Ориентация – формирование грамматических и правописных навыков. В новом образовательном стандарте русский язык приобретает статус метапредметной дисциплины. (Ф.И. Буслаев : «Предмет предметов»)
Изменение содержания выполняемой работы и необходимых для этого умений на рынке труда (США) Годы Рутинные когнитивные Рутинные ручные Не рутинные аналитические Не рутинные интерактивные Не рутинные ручные Источник: Autor et al., 2003: Levy and Murnane, 2006
Структуру компетенции можно представить в виде следующей схемы:
1.Языковая компетенция употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка; использовать омонимические, синонимические и антонимические средства языка. 2.Лингвистическая компетенция опознавать языковые единицы разных уровней; квалифицировать языковые единицы разных уровней; анализировать языковые единицы разных уровней. 3.Коммуникативная компетенция адекватно воспринимать читаемый текст; проводить речеведческий анализ текста; создавать тексты различных стилей и типов речи; совершенствовать и редактировать тексты; оценивать выразительную сторону речи; владеть речевым этикетом.
I.1адекватно воспринимать читаемый текст: 1.1.адекватно понимать информацию письменного сообщения: адекватно понимать цель письменного сообщения; адекватно понимать тему письменного сообщения; адекватно понимать основную информацию письменного сообщения; адекватно понимать дополнительную информацию письменного сообщения; адекватно понимать явную информацию письменного сообщения; адекватно понимать скрытую информацию письменного сообщения;
В чём новизна подходов? 1. Смена образовательной парадигмы в преподавании предмета Системообразующей доминантой курса становится не только система языка, но и речевая деятельность во всём её многообразии
2.Антропоцентрическая парадигма Особенно важными в этом смысле оказываются умения, обеспечивающие овладение речемыслительными способностями метапредметного уровня, например, способностью организовывать свою речемыслительную деятельность, направленную на полноценное получение и понимание информации.
3. Развитие функциональной грамотности Основные аспекты: деятельностный (способность ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять её, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.); информационный (умение осуществлять поиск информации, извлекать её из различных источников: книг, разнообразных мультимедийных средств, Интернета; перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её разными способами); коммуникативный (свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую речь (устную, письменную) и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи; свободное владение компьютерной,речью (совмещает признаки устной и письменной форм речи).
Каждый урок русского языка – урок развития речи, речемыслительных способностей
Выбор образовательных технологий учебник рабочая программа дополнительные средства обучения
Тематический контроль ФГОС. Тематический контроль. 5 класс. ФГОС. Тематический контроль. 6 класс. ФГОС. Тематический контроль. 7 класс. ФГОС. Тематический контроль. 8 класс.
чтение
Благодарю за внимание