Дифференцированный контроль знаний, умений и навыков школьников при обучении математике ТМОМ, 4 курс
Проблема Система оценивания требует совершенствования: по выставленным в классном журнале оценкам практически невозможно судить о фактическом уровне знаний учащихся; традиционная система оценивания очень субъективна; традиционная система оценивания не соответствует требованиям дифференциации и индивидуализации обучения;
система оценки знаний по рейтингу - одна из систем контроля, отвечающая современным требованиям.
большая объективность: учащиеся знакомятся заранее с системой контроля, знают условия итоговых оценок и, по сути дела, сами могут выставить ее себе, т.е. не зависят от воли учителя; меньшая формальность: каждая оценка имеет свой вес; учащиеся, зная это, более ответственно подходят к выполнению проверочных работ, особенно контрольных; доступность и открытость: учащиеся могут сами подсчитать свой рейтинг; дополнительная ответственность учащихся за свой труд. новые возможности для управления процессом обучения. Достоинства рейтинговой системы
Недостатки рейтинговой системы отсутствие необходимого инструментария; необходимость перевода в стандартную систему оценивания.
Уровневая контрольная работа реализует принцип открытых перспектив, представляет ученику возможность выбора уровня своего обучения и уровня контроля. Контрольная работа состоит из 10 задач, из которых ученику предлагается решить любые 5. Заранее сообщаются уровни сложности каждой задачи. Рейтинговая уровневая контрольная работа
Задачи 1-5 относятся к I уровню (решение по готовой формуле, известному правилу, алгоритму, закону...). Задачи 1-5 чаще всего шаговые, проверяющие сформированность основных (базовых) умений и навыков темы. Задачи относятся ко II уровню, т.е., решая их, ученик должен показать умения использовать знания в усложненной, комбинированной, но знакомой ситуации. Задачи, предлагаемые ученикам, должны быть известны, но ученик должен прояснить ситуацию и выбрать среди известных способов решения подходящий для этой задачи. Задачи относятся III уровню сложности и позволяют выявить более высокий уровень освоения темы, выявить умение применять типовые знания и умения в новой ситуации.
Рейтинговая оценка задач Рейтинговый балл задачи определяется в соответствии с ее сложностью Задачи 1-5 оцениваются в 1 балл. Задачи 6-8 в 2 оцениваются балла. Задачи 9,10 оцениваются в 3 балла.
Нормы оценивания работы Нормы оценки должны быть известны ученикам до контрольной работы. На контрольной работе ученик может решать любое число задач, но заранее оговаривается, что зачет (подсчет баллов) ведется только по 5 задачам (наиболее сложных из решенных), хотя проверяются все решенные. Перед учеником ставится цель, выполняя контрольную работу, набрать наибольшее количество баллов. За набранные баллов ставится отметка "3", за баллов отметка "4", за баллов отметка "5".
Уровневая контрольная работа позволяет: уменьшить стресс учеников на контрольной работе, т. к. задачи типовой части известны ученикам (типы задач); сделать ученика субъектом учебного процесса, т. к. он выбирает задачи для решения в соответствии со своим уровнем усвоения темы и в этом выборе нет произвола учителя; перенести цели контроля с выяснения того, что он не знает, на контроль того, что он знает (гуманизировать контроль); сориентировать учеников на творческое усвоение материала, а не на зубрежу.
Пример уровневой тематической контрольной работы Квадратные уравнения (8 класс) Решите уравнения: 5. Площадь прямоугольника 126 см 2. Найдите стороны прямоугольника, если одна из них на 20 см короче другой. 6. Решите уравнение: 7. Катер прошел 12 км против течения и 5 км по течению. При этом он затратил столько времени, сколько ему потребовалось бы на путь в 18 км по озеру. Какова собственная скорость катера, если известно, что скорость течения реки 3 км/ч. 8. Докажите, что при любом значении a значение выражения положительно. 9. В уравнении один из корней равен –2. Найдите другой корень и коэффициент р. 10. Найдите корни уравнения
Пример уровневой итоговой контрольной работы Геометрия (9 класс) 1. Из точки D, лежащей на биссектрисе угла В, опущены перпендикуляры DА и DC на стороны угла. Докажите, что DA = DC. 2. Постройте биссектрису данного тупого угла. 3. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 10 см, а его катет - 6 см. 4. Найдите катеты прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 12 см, а один из его углов 60°. 5. Основания прямоугольной трапеции равны 6 см и 10 см, а острый угол равен 45°. Найдите высоту трапеции.
Пример уровневой итоговой контрольной работы Геометрия (9 класс) 6. Даны векторы Найдите длину вектора 7. Найдите сторону квадрата, если его диагональ равна 8 см. 8. Найдите площадь равнобедренного треугольника по основанию 6 см и углу при основании 65°. 9. Докажите, что медианы, проведенные к боковым сторонам равнобедренного треугольника, равны. 10. Найдите радиус окружности, вписанной в прямоугольный треугольник с катетами 5 cм и 12 см.
Соотношения между шкалами оценивания Определение Пятибалльная шкала Рейтинговая бальная шкала ОТЛИЧНО – отличное выполнение с незначительным количеством ошибок 5 (отлично) ОЧЕНЬ ХОРОШО – выше среднего уровня с несколькими ошибками 4 (хорошо) ХОРОШО – в общем правильная работа с определенным числом ошибок УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – неплохо, но со значительным количеством ошибок 3 (удовл.) ДОСТАТОЧНО – выполнение удовлетворяет минимальным критериям НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – необходима дальнейшая работа перед тем, как получить зачет 2 (неуд.)