Геометрический материал – средство развития мышления младших школьников Васько Ирина Ивановна учитель начальных классов
Природа говорит языком геометрии: буквы этого языка – круги, треугольники и иные геометрические фигуры. Галилей
Задачи : Анализ научно-методической литературы Изучение детей, имеющих трудности в овладении геометрическими понятиями и представлениями, выявить их причины. Обозначить пути преодоления этих трудностей через ряд методов, приемов и упражнений с детьми.
Основная цель накопление опыта практической деятельности с моделями геометрических фигур.
Виды заданий Конструктор Палочки Ленточки Нелинованный лист бумаги
Первые занятия с конструктором
Конструктор
Старинный замок
Конструирование букв
Задания с палочками Из 5 палочек выложи 2 треугольника
Из 7 палочек выложи 2 прямоугольника
Задания с палочками Выложи три квадрата наименьшим количеством палочек
Задания с палочками Выложи дом из 10 палочек. Переложи две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону.
Методические приёмы Постановка цели практических работ; Определение порядка выполнения практических работ; Наблюдение за ходом работы учащихся; Анализ практической работы и подведение её итогов.
Не ошибись ! Ребенок должен назвать точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева - направо, справа - налево, сверху – вниз, снизу – вверх. Чтобы повысить трудность задания, можно на месте точек использовать геометрические фигуры.
Пространственные представления – это образы памяти или воображения, в которых представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоположение составляющих его частей, расположение его на плоскости или в пространстве.
Методы Наблюдение; Демонстрация; Практическая работа в сочетании с беседой и объяснением.
Формы работы Индивидуальная Групповая Коллективная
Полянка кругов
Овальный дождик
Треугольный лес
Проспект квадратов
Площадь нестандартных фигур 7 см 15 см 3 см 1 см
Площадь нестандартных фигур 1 группа 7 см 15 см S1S1 S2S2 S3S3 S ф =s 1 +s 2 +s 3 3 см 2 см
Площадь нестандартных фигур 2 группа 7 см 15 см S2S2 S1S1 S3S3 S ф =s 1 +s 2 +s 3 3 см 1 см
Площадь нестандартных фигур 3 группа 7 см 15 см S1S1 3 см 1 см S ф =s общ -s 1
Результаты интеллектуального теста в 1,2 и 4 классах
Тест « Определение интеллектуальной готовности к обучению в среднем звене » 1 Навыки дифференциации существенных признаков предмета и явления от несущественных; запаса знаний испытуемых. 2. Исследование операций обобщения и абстрагирования 3. Способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями 4. Способность к классификации
Результаты интеллектуального теста в 1,2 и 4 классах
Результаты интеллектуального теста в 5А классе
Рекомендации Предлагаемый материал упорядочить и давать по принципу «от простого к сложному»; Уделять большое внимание геометрическим понятиям, включая в уроки задания для организации практической деятельности учащихся; Организовывать индивидуальные и групповые работы с включением поисковых, творческих заданий; Осуществлять постоянный контроль уровня сформированности геометрических понятий и представлений; Продолжить изучение литературы из опыта работы специалистов для накопления информации по данной теме.
Спасибо за внимание !