Роль ТЭК в развитии регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока - успехи, проблемы, пути решения 1
2 2 Успешное развитие ТЭК Региона потребует значительного углубления налоговой реформы, увеличение роли государства по стимулированию развития инфраструктуры, обеспечению изученности региона ГРР Роль ТЭК - ТЭК РФ и ТЭК регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Потенциал и сложности развития ТЭК Региона Значительные открытые запасы нефти и газа Значительный ресурсный потенциал Малая изученность ГРР значительной территории региона Сложное геологическое строение открытых запасов («трудные» запасы) Слабое развитие или полное отсутствие региональной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и газа, удаленность от центров сбыта Роль региона в решении задач РФ По мере истощения месторождений зрелых регионов добычи (Западная Сибирь, Волго-Уральский регион), ТЭК РФ имеет ограниченный набор опций для поддержания и роста добычи. Первыми будут задействованы более подготовленные опции - НАО, Ямальский регион – но будущее несомненно за перспективой ресурсов материковой части и шельфа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Фундамент развития Региона необходимо начинать готовить уже сейчас - в связи с масштабностью и сложностью задачи. Регулирование ТЭК в РФ Регулирование происходит в «ручном» режиме Значительный прогресс достигнут/сделаны первые шаги для стимулирования развития нефтяной отрасли – «целевые» льготы для ВЧНГ, Ванкор, Талаканское; снижение макс. ставки на экспорт нефти до 60% Текущая система не обеспечивает долгосрочной стабильной базы для инвестиций в новые крупные проекты в удаленных регионах – нужен стабильный и прогнозируемый (законодательно закрепленный) режим. Другие ограничения на развитие ТЭК в РФ Двойственное отношение к роли ТЭК в развитии РФ – от «уходим от энергозависимости» до «наше все» с точки зрения бюджета и в период кризисов – способствует непоследовательности политики государства в отношении ТЭК Ограничение роли негосударственных компаний в освоении стратегических месторождений материковой части и шельфа Ограничение роли иностранного капитала в развитии ТЭК РФ - прямые инвестиции иностранных участников (Китайские, Индийские) компании.
Усовершенствование системы регулирования ТЭК РФ, который должен: Стимулировать стабильный уровень инвестиционной активности отрасли Оптимизировать налоговую нагрузку нефтяной отрасли Быть нацелен на развитие транспортной инфраструктуры Являться стабильным и прогнозируемым 2.Скорейшее введение новой налоговой системы, обеспечивающей приемлемый уровень доходности инвестиций в новые проекты: Для новых месторождений предлагается заменить НДПИ налогом на сверхприбыль, что сделает налоговую систему для таких месторождений более адаптивной к необходимости крупных капиталовложений на первых фазах реализации проектов Как промежуточные меры (до введения налога на сверхприбыль): Гарантия предоставления льготной ставки экспортной пошлины на нефть для 22 месторождений из списка до обеспечения приемлемого уровня доходности инвестиций, расширение списка месторождений Продление сроков действия льготы по НДПИ для месторождений, ввод в полномасштабную эксплуатацию которых задерживается в виду отсутствия транспортной инфраструктуры (пример, Сузунское и Тагульское) Предоставление средств государственной поддержки на региональном уровне 3. Своевременное создание инфраструктуры для транспорта нефти и газа Восточной Сибири и Ямала для своевременного освоения углеводородных ресурсов регионов: ВСТО-2 Заполярье – Пурпе Нефтепровод от Юрубчено-Тахомского / Куюмбинского месторождений до Тайшета (врезка в ВСТО) Создание газопроводной инфраструктуры на севере ЯНАО и Красноярского края для транспортировки природного и попутного газа Роль государства в стимулировании развития ТЭК в регионе Ключевые инициативы и предложения
Создание условий и стимулов для альянсов между различными недропользователями в целях ускорения ввода месторождений в разработку (создания общих объектов инфраструктуры и транспорта): Создание СП для разработки Ямальских ресурсов Совместная разработка Юрубчено-Тахомского и Куюмбинского месторождений 5. Усиление роли государства в активизации геологоразведочных работах в регионе Для поддержания ресурсного потенциала необходимо активное проведение геологоразведочных работ в перспективных регионах: на континентальном шельфе Российской Федерации, на полуострове Ямал, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Целенаправленная и скоординированная политика государства по предоставлению прав на геологическое изучения и последующую разработку участков недр из нераспределенного фонда. Разработка механизмов разделения рисков между государством и потенциальным инвестором на стадии ГРР 6. Подготовка комплексной программа развития ТЭК в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке аналогично принятой Комплексной программе освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края: Согласование четких целей по срокам строительства инфраструктуры и ввода месторождений, участников и ответственных Определение и законодательная база источников финансирования ГРР и развития инфраструктуры 7. Поддержка использования проектов разработки углеводородных ресурсов Восточной Сибири в качестве площадки для развития и внедрения новых технологий: Например – проект GTL в рамках освоения газовых ресурсов Юрубчено-Тахомского и Куюмбинского месторождений 8. Пересмотр роли негосударственных компаний и иностранных инвесторов в освоении крупных проектов – как новых так и существующих Привлечение значительных иностранных инвестиций доступных на рынке поможет обеспечить необходимое финансирование (290 млрд. долл США до 2020 года согласно Целевому сценарию Генсхемы развития ТЭК), привлечь новые технологии, снизить риски с существующих (российских) участников. При привлечении иностранных инвестиций, государство может оставлять операционный контроль за собой – распространенная мировая практика в странах-производителях нефти (Бразилия, др.) Роль государства в стимулировании развития ТЭК в регионе Ключевые инициативы и предложения
5 5 Участие ТНК-ВР в развитии Региона – существующие проекты и новые возможности Компания ТНК-BP ведет активную работу по реализации нефтегазовых проектов в регионах Восточной Сибири (Верхнечонское) и Ямала (Сузунское, Тагульское, Русско-Реченское, Мессояхинское). ВЧНГ – пример успешного взаимодействия Государства и Компании в решении проблем освоения месторождений Восточной Сибири. Предоставление льготы по экспортной пошлине позволит государству дополнительно получить в гг около 66 млрд. рублей налоговых поступлений (экспортная пошлина – 37 млрд руб; НДПИ – 29 млрд руб). В бюджет Иркутской области поступит около 11 млрд.рублей средств от уплаты налога на прибыль. Развитие Ямальских проектов ТНК-ВР – пример где поддержка государства альянса между недропользователями позволил бы существенно ускорить ввод в разработку месторождений и соответственно ускорить поступления в бюджет. Ввод в разработку задерживается до гг из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Ввод месторождений через трубопровод Ванкор - Пур Пе позволил бы начать ввод месторождений в разработку в 2014 г. Компания и в дальнейшем готова осуществлять новые инвестиции и тем самым участвовать в долгосрочном развитии экономики и социальной сферы регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом мы рассчитываем, что государство со своей стороны как на федеральном, так и региональном уровне будет оказывать поддержку недропользователям и способствовать скорейшей реализации ключевых инициатив необходимых для эффективного развития углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Ямала.