Проектная деятельность как средство расширения кругозора учащихся
ученицы 11 класса «Г» ГОУ гимназии 1590 г. Москва Басуриной Арины Руководитель: Басурина Ирина Александровна, учитель математики 1 категории г. Москва 2009 г. Исследовательская работа Государственное общеобразовательное учреждение Гимназия 1590
Цель: На основе изучения литературы и интернет – ресурсов, найти точки соприкосновения между геометрией и искусством; Найти сведения о практическом применении геометрических форм в таких отраслях знаний как живопись, скульптура и архитектура. Задачи: Изучить симметрию и её применение; познакомиться с историей развития геометрии, золотого сечения; Познакомиться с величайшими шедеврами России и Европы; Развивать потребность в самообразовании и своем творчестве. Метод: Анализ литературы и интернет ресурсов. Результаты: Использование материалов работы на уроках ИЗО, МХК, литературы, черчения, геометрии и в сфере дополнительного образования.
Самым ярким проявлением золотого сечения в живописи является «Джоконда» Леонардо да Винчи. Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Свойство «золотого треугольника» заключается в том, что длины биссектрис углов при основании равны длине самого основания. Трудно отметить, что замечали в этом шедевре искусства, но все говорили о том глубоком знании Леонардо строения человеческого тела, благодаря которому ему удалось уловить эту загадочную улыбку. Мотивы «золотого сечения» с очевидностью просматриваются на знаменитой картине русского живописца И.И.Шишкина ( ) «Сосновая роща». Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по «золотому сечению». Справа от сосны – освещенный солнцем пригорок. Он делит по «золотому сечению» правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен, т.е. можно продолжать деление картины по «золотому сечению» и дальше. Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении «золотого сечения», придает ей характер спокойствия и уравновешенности, в соответствии с замыслом художника. Если же на картине создано бурно развивающееся действие, то подобная геометрическая схема композиции (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.
Исторические памятники архитектуры Исторические памятники архитектуры, получившие широкую известность как образцы пропорциональности и гармонии, буквально пронизаны математикой, целочисленными расчетами и геометрией. К ним относятся пирамиды Египта, Эйфелева и Пизанская башни, храмы России, Петергоф и другие. Эти произведения, обращенные к чувствам и разуму человека, обогащают его жизненный опыт и формируют его мировоззрение. Я люблю путешествовать по городам России и странам Зарубежья, где много достопримечательных мест, музеев, храмов, замков. Всегда интересно видеть новые и незнакомые архитектурные сооружения, скульптуры, картины. Восхищает старина и красота, в которых чувствуется вдохновение мастера, творца того времени. Их талант воплощен в вечных исторических памятниках.
Замечательное творение Гюстава Эйфеля в Париже – Эйфелева башня, создана в архитектурном стиле «Хай Тек», где вся конструкция открыта для обозрения. Здесь мы можем видеть геометрию линий, которые идут параллельно или пересекаются, образуя ажурное пространство сооружения. Гюстав Эйфель 2007 год в Париже
Моя будущая профессия Свою будущую профессию я выбрала неслучайно, очень люблю рисовать, увлекаюсь литературой, живописью, графикой, дизайном. Я собираюсь поступать МХПИ, и эта исследовательская работа - первый шаг в моё будущее.
Мои графические работы Во всех моих работах присутствует симметрия или асимметрия. Без знаний геометрии, свойств геометрических фигур, преобразований движения моё любимое занятие не будет развиваться и совершенствоваться.
Так было…. Так стало…