Способы выражения грамматических значений Лекция 5
I. Аналитизм и синтетизм Различаются 2 общих способа выражения грамматических значений – синтетический и аналитический.
Синтетический способ При синтетическом способе грамм. значение выражается с помощью связанной морфемы, образующей нерасчлененный форматив вместе с лексической морфемой. пишешь Лексич. морфема, носитель лексического значения форматив с грамм. значением лица, числа
Аналитический способ При аналитическом способе гр. значение выражается взаимодействием форматива, являющегося носителем лексического значения, и служебного форматива, выступающего отдельно от первого: буду читать, менее интересный werde lesen, habe gemacht, wurde gemacht
Аналитизм и синтетизм И в русском и в немецком языках используются оба способа, но в немецком аналитический способ используется шире. Чем это объясняется?
Аналитический способ в немецком языке склонение = существительное (носитель лексического значения) + артикль (служ. форматив с грамматич. значением падежа, рода, числа спряжение глагола в Perf., Plusquam., Fut.I = вспомогательный глагол (служ. форматив) + Inf./Part.II (носитель лексического значения залог (Passiv) = вспомогат. глагол werden в нужной форме + Part II.
8 частных способов выражения грамматического значения Главное средство выражения грамматического значения в русском, англ., турецком, узбекском, т. е. во флективных, агглютинирующих языках – формообразовательные аффиксы
1.Формообразовательные аффиксы За ними закреплены определенные грамматические значения, не зависимо от того, в каких конкретных словах они появляются: л – только знач. прошедшего времени говори –л (прош. время) – а (женский род) dam-lar (только множ. число)- da (только местный падеж) -ешь/-ишь - 2 лиц, ед. числа, наст. время.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, артикли) В некоторых языках (напр., славянских) их значение очень велико. Предлоги и союзы используются для выражения грамм. знач. во многих случаях построения высказывания. В РЯ видоизменение падежных окончаний не может быть выражено без предлогов: о доме, в доме, перед домом, у дома, в дом В англ. и фр. яз. падежные значения почти не сохранились. Они замещаются значениями, передаваемыми при помощи предлогов.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, артикли) Союзы (сочинит. и подчинит.) выражают гр. значения, свойственные сочетаниям слов и предложений: значения одновременности, последовательности, совместности, раздельности, причины, следствия, противопоставления.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, артикли) Артикли важны для всех артиклевых языков (напр.,германские) для выражения грамматических значений: определенность/неопределенность единственное число/множественное в некоторых германских – это и показатель падежа (если есть грамм. категория склонения)
3. Внутренняя флексия Чередование фонем, связанных с изменением грамм. значения: Умлаут (мн. число в нем. яз: Vater/Väter; Mutter/Mütter только умлаут различает грамм. значение единств. число/множ. число. Других показателей нет. Умлаут (мн. число в нем. яз: Vater/Väter; Mutter/Mütter только умлаут различает грамм. значение единств. число/множ. число. Других показателей нет. Следы умлаута в англ. tooth/teeth - зуб foot/feet - нога goos/geese - гусь
3. Внутренняя флексия Аблаут в герм. языках (прошедшее время) singen – sang - gesungen Аблаут в герм. языках (прошедшее время) singen – sang - gesungen в русск. разновидность такого явления – чередование гласных и согласных, связанное с изменением грамм. значения (вид глагола/способ действия: ведет/водит, несет/носит, ходит/хаживал, носит/нашивал) в русск. разновидность такого явления – чередование гласных и согласных, связанное с изменением грамм. значения (вид глагола/способ действия: ведет/водит, несет/носит, ходит/хаживал, носит/нашивал)
4. Удвоение (редупликация) латынь: cado - cecidi - падать cado - cecidi - падать tango- tetigi - касаться tango- tetigi - касаться parco - peperci - щадить parco - peperci - щадить credo - credidi - верить credo - credidi - верить
4. Удвоение (редупликация) Считается, что в РЯ такого способа нет, но это не так: шел-шел - устал, думал-думал и решил, рыбка была маленькая-маленькая, высоко-высоко в небе значения усилительности, длительности, повторяемости, степени качества
5. Супплетивизм gut – besser gut – besser viel – mehr viel – mehr little – les little – les gern – lieber gern – lieber человек – люди человек – люди sein – war sein – war to be - was to be - was
6. Порядок слов В разных языках его роль различна. В русском - мала. Гр. знач. слов, как правило, не зависит от того, в каком порядке следуют слова. Только в таких случаях: Мать любит дочь. Бытие определяет сознание. Троллейбус задел автомобиль. В разных языках его роль различна. В русском - мала. Гр. знач. слов, как правило, не зависит от того, в каком порядке следуют слова. Только в таких случаях: Мать любит дочь. Бытие определяет сознание. Троллейбус задел автомобиль. В русском яз. более меняются оттенки значений, оттенки реального содержания высказывания, но не грамм. значений слов. В русском яз. более меняются оттенки значений, оттенки реального содержания высказывания, но не грамм. значений слов.
6. Порядок слов Но в англ. языке - большая роль такого способа выражения грамм. значения. The students study the map. Англ. предложение имеет твердый порядок слов: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство. Место = средство выражения гр. знач. наряду с аффиксом или служебным словом.
7. Интонация В некоторых языках (Юго-Восточная Азия: Китай, Вьетнам) Не только интонация предложения, но и интонация слова. Она используется для различных гр. значений. В герм., славянских интонация слова не имеет значения. Но она очень влиятельна как интонация предложения или его части: повествовательность, побуждение, вопрос - это разница грамматического значения.
8. Словесное ударение В РЯ - важный способ выражения ГЗ: весны-весны весны-весны руки-руки руки-руки дома-дома дома-дома города-города города-города это разные формы слова, у них разное гр. значение (падеж, число)
Грамматический плеоназм Если одно и то же грамматическое значение выражается в словосочетании более одного раза, то это грамматический плеоназм: Если одно и то же грамматическое значение выражается в словосочетании более одного раза, то это грамматический плеоназм: Я читаю, ты читаешь, des Buches, den Kindern, красивая поляна, красивое озеро, красивый лес.