Итоги апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в годах Никитин Э.М. Президент АПК и ППРО, д.п.н., профессор Никитин Э.М. Президент АПК и ППРО, д.п.н., профессор 2011г.
Правовые основы преподавания ОРКСЭ Конституция РФ (ст. 13, 14) Конституция РФ (ст. 13, 14) Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5) Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5) 2
Правовые основы преподавания ОРКСЭ Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. Распоряжения Правительства Российской Федерации от г р 3
Межведомственный координационный совет Выписка из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации 667 от 24 ноября 2009 года: «Создать Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики» 4
Межведомственный координационный совет 8 субъектов РФ: –Республика Калмыкия –Чеченская Республика –Карачаево-Черкесская республика –Вологодская, Курганская, Ярославская области –Ставропольский и Красноярский края 5
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ Начало апробации курса ОРКСЭ – 3-я четверть учебного года в 19 субъектах РФ учебный год в 21 субъекте РФ 6
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ Распределение учащихся по модулям ОРКСЭ 7 Диаграмма учебный год Диаграмма учебный год Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики» выбрали – 49% и 42%«Основы исламской культуры» – 2% и 9 «Основы православной культуры» – 24% и 30%«Основы буддийской культуры» – 1% «Основы мировых религиозных культур» – 24% и 18%«Основы иудейской культуры» < 1%
Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в учебных годах 8
9
10
Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в учебных годах 11
Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в учебных годах 12
Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в учебных годах 13
Анализ апробации курса ОРКСЭ в годах Основа анализа: мониторинг хода апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ ( гг.) материалы самоанализа 21 пилотного региона по итогам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ (2011 г.) 14
Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъектов РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (информация о положительном опыте апробации в процессе реализации курса ОРКСЭ) Нормативно-правовое обеспечение апробации Организационно-управленческие условия апробации Организационно-педагогические условия апробации Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса МТБ в ОУ для преподавания курса Информационное сопровождение хода апробации Механизмы выбора модуля учащимися и работа с родителями Работа с общественностью Мониторинг процесса апробации комплексного учебного курса 15
Нормативно-правовое обеспечение апробации В 2009/11 годах в рамках апробации ОРКСЭ в 21 субъекте РФ разработаны нормативные документы: регионального уровня муниципального уровня школьного уровня 16
Нормативно-правовое обеспечение апробации Примеры из регионов Наиболее полное представление комплекса нормативно-правового обеспечения апробации: Еврейская автономная область Камчатский край Красноярский край Курганская область Новосибирская область Республика Калмыкия Свердловская область Томская область 17
Организационно-управленческие условия апробации Проведены основные мероприятия по организационно-управленческому сопровождению апробации курса; созданы рабочие органы по апробации комплексного учебного курса; разработаны и апробированы модели оплаты труда учителей, преподающих предмет; разработаны механизмы оценивания достижения учащихся. 18
Организационно-управленческие условия апробации Примеры из регионов Еврейская автономная область Карачаево-Черкесская Республика Костромская область Красноярский край Курганская область Томская область Чеченская Республика Чувашская Республика Ярославская область 19
Организационно-педагогические условия апробации Повышение квалификации в АПК и ППРО 1000 тренеров-преподавателей из 19 субъектов РФ (январь-февраль 2010 года) Программа повышения квалификации тренера-преподавателя рассчитана на 72 часа, обучение проходит 8 дней по 9 часов. 20
Повышение квалификации тренеров-преподавателей включает три блока: Теоретический блок, связанный с: ознакомлением слушателей с концепцией и структурой комплексного учебного курса ОРКСЭ; психологическими и педагогическими особенностями работы с младшими подростками. Содержательный блок, связанный с: обзором всех 6 культур, представленных в комплексном учебном курсе ОРКСЭ. Технологический и методический блок, связанный с: практической отработкой методик и технологий обучения учителей в малых группах. 21 Организационно-педагогические условия апробации
Повышение квалификации в объеме 72 часов учителей в 19 регионах на базе ОУ ДПО (март 2010 года) Дополнительно на базе региональных ОУ ДПО в учебном году прошли повышение квалификации педагогов 22
Организационно-педагогические условия апробации Примеры из регионов Камчатский край Новосибирская область Республика Калмыкия Томская область 23
Учебно-методическое и методическое обеспечение апробации курса Обеспечение УМК по ОРКСЭ по выбранным модулям Создание МО, творческих групп Методическая поддержка учителей 24
Учебно-методическое и методическое обеспечение апробации курса Примеры из регионов Вологодская область Камчатский край Красноярский край Республика Марий Эл Тамбовская область 25
МТБ в ОУ для преподавания курса Доступ в Интернет; компьютерное обеспечение; мультимедиа обеспечение (проекторы, интерактивные доски, DVD-проигрыватели); необходимое количество классных помещений. 26
МТБ в ОУ для преподавания курса Примеры из регионов Костромская область 27
Информационное сопровождение хода апробации Сайты министерств, департаментов и управлений образования, учреждений ДППО, общеобразовательных учреждений Информационные порталы по сопровождению и поддержке апробации курса Освещение хода апробации в средствах массовой информации 28
Информационное сопровождение хода апробации Примеры из регионов Калининградская область Камчатский край Новосибирская область Томская область ( ) Удмуртская Республика 29
3 за 2010 г., тема: «Основы религиозных культур и светской этики». Подготовлен по итогам работы тренеров- преподавателей с учителями и посвященный ключевым вопросам преподавания курса ОРКСЭ 6 за 2010 г., тема: «Мировые религиозные культуры в курсе ОРКСЭ» Содержание ( 6 за 2010 г.) Цель и задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики». Верить или знать? К вопросу о возможности мирного сосуществования науки и религии в образовательном пространстве. Использование мультимедийных edutainment-технологий в курсе ОРКСЭ: невключенное этнографическое наблюдение с элементами ролевой игры. «От учебника - к творческому замыслу урока». Моделирование урока «Основы религиозных культур и светской этики». «Культура и религия»: план урока 2 курса «Основы православной культуры». «Хранители предания в религиях мира»: план урока 8 курса «Основы мировых религиозных культур». Особенности религиозного воспитания у татар в Удмуртии. Традиции воспитания в татарской мусульманской семье: к вопросу бытования народного ислама. Удмуртская Республика 30 Спецвыпуски журнала «Педагогический родник»
Механизмы выбора модуля учащимися и работа с родителями Работа с учащимися Работа с родителями: на муниципальном уровне в образовательных учреждениях 31
Механизмы выбора модуля учащимися и работа с родителями Примеры из регионов Костромская область Республика Марий Эл 32
Работа с общественностью СМИ Сотрудничество 33
Работа с общественностью Примеры из регионов Калининградская область Красноярский край Курганская область Свердловская область Ставропольский край Ярославская область 34
Мониторинг процесса апробации комплексного учебного курса Категории респондентов: Учащиеся 4-х и 5-х классов, участвующих в апробации комплексного учебного курса Родители учащихся 4-х и 5-х классов Учителя, преподающие курс ОРКСЭ Представители администрации образовательных учреждений 35
Мониторинг процесса апробации комплексного учебного курса Примеры из регионов Калининградская область Камчатский край Курганская область 36
Информация о положительном опыте апробации в процессе реализации курса ОРКСЭ Подтверждение эффективности ряда видов и форм работы в процессе апробации курса ОРКСЭ 37
Информация о положительном опыте апробации в процессе реализации курса ОРКСЭ Примеры из регионов Томская область Содержательное сопровождение модуля «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ Епархией РПЦ Томской области 38
Богоявленский кафедральный собор города Томска 3D-экскурсия
Заключение Эффекты апробации 1.Позитивное отношение к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в 21 регионе, участвующем в апробации 2.Конструктивное взаимодействие и сотрудничество 40 участников апробации с различными слоями населения: органами исполнительной власти общественными организациями религиозными организациями СМИ учителей учеников их родителей