ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именно агрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, притом что общее число правонарушений, совершенных подростками, в последние годы имеет тенденцию к снижению.
ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ ИМЕЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ КОРНИ В САМОМ БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ ПОДРОСТКА (НАПРИМЕР, В ШКОЛЕ); ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫ, И ЗАВИСИМОСТЬ ИХ ПОВЕДЕНИЯ ОТ СЕМЕЙНЫХ И РАБОЧИХ ОТНОШЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕНЕЕ ВЫРАЖЕНА; НАИБОЛЕЕ АГРЕССИВНЫ ТЕ ПОДРОСТКИ, ЗА ПОВЕДЕНИЕМ КОТОРЫХ НИКТО НЕ СЛЕДИТ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ САМИ СЕБЕ (ИСПЫТЫВАЮТ ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ), И ТЕ, КОТОРЫЕ ПОДВЕРГАЮТСЯ СУРОВЫМ НАКАЗАНИЯМ; АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ОКРУЖЕНИЕМ ПОДРОСТКА: ДРУЗЬЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ, СМИ; ДЕТИ УЧАТСЯ ВЕСТИ СЕБЯ АГРЕССИВНО, НАБЛЮДАЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ СВЕРСТНИКОВ, ТАК КАК ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ НИХ МЕНЕЕ ЗНАЧИМО; НАИБОЛЕЕ АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ ОТВЕРГАЮТСЯ БОЛЬШИНСТВОМ В СВОЕЙ ГРУППЕ, ПОЭТОМУ ОНИ НАХОДЯТ ДРУЗЕЙ СРЕДИ АГРЕССИВНЫХ СВЕРСТНИКОВ. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРУЮТСЯ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ С ВЫРАЖЕННЫМ АСОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ОДНАЖДЫ ОТВЕРГНУТЫЕ, НО СИЛЬНЫЕ, ОНИ ГОТОВЫ БРОСИТЬ ВЫЗОВ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ; Большинство исследователей сделало следующие выводы:
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ИГРАЮТ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ, ОДНАКО РЕЧЬ МОЖЕТ ИДТИ НЕ ОБО ВСЕХ СМИ В ЦЕЛОМ, А ЛИШЬ О КОНКРЕТНОМ ИЗДАНИИ, ПУБЛИКАЦИИ, ФИЛЬМЕ И Т. Д.; АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, КАК ПРАВИЛО, СОПРОВОЖДАЕТ СЛАБОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ; ПРИ ЛИКВИДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО И КОГНИТИВНОГО РАЗРЫВА СО СВЕРСТНИКАМИ АГРЕССИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ СНИЖАЕТСЯ. ЭТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ И У ЛИЦ С ПОГРАНИЧНЫМИ ФОРМАМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ, КОТОРЫЕ РЕЗКО ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СВЕРСТНИКОВ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ, НО ПО ДОСТИЖЕНИИ 1822 ЛЕТ ПРИОБРЕТАЮТ ПРОФЕССИЮ, ВСТУПАЮТ В БРАК, ПРИОБРЕТАЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И МОГУТ НОРМАЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕ; АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ИМЕЕТ РАЗЛИЧНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЗРЕЛОСТИ: СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФОРМЫ АГРЕССИИ ОБЫЧНО УБЫВАЮТ, В ТО ВРЕМЯ КАК БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ АГРЕССИЯ ВОЗРАСТАЕТ.
1. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ НЕИЗБЕЖНА. 2. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ СЛЕДСТВИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ. 3. В НАШЕЙ ШКОЛЕ (НАШЕМ КЛАССЕ, ОТРЯДЕ) ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. У НАС ДЕТИ ДРУЖНЫЕ! 4. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ ПРОБЛЕМА РОДИТЕЛЕЙ, ЭТО НЕДОСТАТОК ВОСПИТАНИЯ. 5. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ РЕЗУЛЬТАТ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ, СЛЕДСТВИЕ ПОДРАЖАНИЯ АГРЕССИВНЫМ ПЕРСОНАЖАМ ФИЛЬМОВ И КНИГ. Заблуждения в отношении подростковой агрессии:
1. ЭНДОКРИННЫЙ ВЗРЫВ, РЕЗКОЕ НАРАСТАНИЕ ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ТЕСТОСТЕРОНА У МАЛЬЧИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО РОСТУ АГРЕССИВНОСТИ. 2. ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА - ТРАВМЫ, АРАХНОИДИТЫ, МЕНИНГИТЫ И Т. П. 3. ОТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ - ШКОЛЫ И, ГЛАВНОЕ, РОДИТЕЛЕЙ. Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ И ДЕСОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОБУСЛАВЛИВАЮТ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СВОЕВРЕМЕННАЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДЕЗАДАПТИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ; СОВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВЫБОРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ. Профилактика и предупреждение агрессии