«Содержание ОБЖ как средство формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Advertisements

СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) основного общего образования 3 раздела программы: - Целевой - Содержательный - Организационный.
Содержание образования и структура непрерывного образования Лекция 4.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА Ч ЕХОВА М ОСКОВСКОЙ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Компетентностный подход в образовании - основа мастерства учителя Доклад учителя математики МБОУ СОШ 1 с.Арзгир Бескровной Светланы Игоревны.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Транксрипт:

«Содержание ОБЖ как средство формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений»

Подходы к формированию содержания образования Знаниево-ориентированный Личностно-ориентированный

Личностно-ориентированный подход Cодержание образования - педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин

Личностно-ориентированный подход Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития. В.С.Леднев

Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Эти компоненты могут быть представлены как : когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности

Основные компоненты содержания общего образования Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присутствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Опыт творческой деятельности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Основополагающие принципы формирования базисных учебных планов 1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации содержания образования. 2. Принцип оптимизации и минимизации содержания 3. Принцип сбалансированности содержания образования. 4. Принцип интеграции содержания образования. 5. Принцип концентрической структуры содержания образования. 6. Принцип соответствия объема содержания образования предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке учащихся.

Необходимость выделения отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» Возрастание опасностей для жизни в постиндустриальной цивилизации, рост числа ДТП Принятие Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на период годы» Ответственность системы образования за формирование компетентности обучающихся в вопросах безопасности жизнедеятельности, включая безопасность на дорогах Формирование информационной культуры (способность понимать, принимать и передавать в словах, символах, образах, жестах информацию разной модальности – дорожные знаки и разметка, жесты регулировщика), навыков коммуникативной компетенции (обмениваться идеями и сообщениями с помощью различных средств коммуникации)

Способы включения проблемы безопасности дорожного движения в образовательный процесс Выделение в образовательной области «ОБЖ» отдельного курса «Безопасность дорожного движения», либо специальных элективных курсов (дифференцированный подход) Функционирование цикла БДД «внутри» таких предметов, как ОБЖ, биология, физика, в сфере дополнительного образования (интегрированный подход)

концептуальные ориентиры в развитии ОБЖ Поэтапность формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности Четыре уровня образования: первый – общеобразовательный – дошкольный и школьный; второй – колледжи; третий – вузы; четвертый – повышение квалификации преподавателей.

Проблемы выделения самостоятельного курса изучения правил безопасного поведения на дорогах - теоретическая часть данной образовательной области разрозненна, бессистемна, не имеет целеполагания (хотя и представлена во многих учебных пособиях и методических разработках) - носит в основном локальный (частичный) характер - Нет четко выраженной методики формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих - нет специалистов-педагогов, владеющих необходимыми медицинскими, психологическими и другими знаниями, которые могли бы сделать цикл преподавания БДД не формально-теоретическим, но основанным на детяльностных подходах

Психологические особенности подросткового возраста Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как взрослому, переживание готовности жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и полноправного участника этой жизни. Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости Учение обычно уже не занимает существенного места в жизни подростка Развитие ценной по содержанию социально-моральной взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком Через сравнение с героями кино и литературных произведений подросток познает себя, некоторые персонажи становятся для него образцами. Происходит перестройка учебной деятельности школьника: - раскрывается смысл учебы как деятельности по самообразованию; - усиливается сознательное отношение к учению; - стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным и даже отрицательным отношением к школьному учению.

Психологические особенности подросткового возраста Факторы, влияющие на формирование положительного отношения подростков к учению: - научная содержательность учебного материала, - связь с повседневной жизнью, - проблемный и эмоциональный характер изложения, - организация поисковой познавательной деятельности Интересы приобретают форму серьезных увлечений Начинают формироваться профессиональные интересы

Психологические особенности подросткового возраста Восприятие Становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений Увеличивается объем восприятия, которое становится плановым, последовательным и всесторонним Память и внимание характеризуются усилением произвольной стороны Память Увеличивается быстрота запоминания, запоминание становится логическим, осмысленным Внимание Формируется устойчивое произвольное внимание. С другой стороны импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Характерна избирательность внимания, увеличивается объем внимания, а также способностью к переключению внимания - Способность к абстрактному мышлению -Конкретно-образные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются. Значение конкретно-образных компонентов мышления сказывается и в том, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов -Развитие критичности мышления

Психологический механизм формирования безопасного поведения на дороге 1.Фиксирование внимания на дороге и вблизи ее 2."Сканирование" ситуации на дороге с целью ее объективной, всесторонней оценки по определенным параметрам: - типичная, или не типичная ситуация; - выделение основных объектов, определяющих безопасность на дороге: наличие светофора, его исправность; - при отсутствии светофора - мощность потока машин; - наличие объектов, мешающих правильно оценить ситуацию; - вероятность появления неожиданного фактора: машины "скорой помощи", машины из-за плохо просматриваемого поворота; - плохие погодные условия; -темное время суток, и т.д. 3. Включение процессов долгосрочной памяти для того, чтобы вспомнить правило в соответствии со складывающейся ситуацией. 4. Реализация этого правила через соответствующие практические действия, по строгому алгоритму через механизм внутреннего планирования и самоконтроля своих действий. 5. Выход из ситуации, переключение внимания на другие объекты, "отключение сигнала: "Внимание, дорога!"".

Требования к содержанию, формам и методам обучения профилактики безопасного поведения детей на дорогах 1. формирования внутренней мотивации ребенка и подростка, т.е. чтобы он выполнял правила дорожного движения не под внешним давлением, а через осознание и "прочувствование" необходимости их точного соблюдения; 2. учет специфики психологических причин попадания детей и подростков в ДТП; 3. опора на психологические основы безопасного поведения детей и подростков на дороге; 4. оказание ненавязчивого, но всестороннего воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка; 5. избегание формализма, использование нестандартных форм и методов, учитывающих специфику социального окружения современных детей: воздействие рекламы, повсеместное использование мобильных телефонов, компьютерных игр и пр.

Дидактические принципы отбора содержания принцип природосообразности принцип педоцентризма принцип учета актуальных для детей подросткового возраста деятельностей принцип обогащения предметно-пространственной среды принцип воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы ученика культурологический принцип принцип учета межпредметных связей

Наиболее близко по своему содержанию к образовательной области «Безопасность дорожного движения» стоит такой учебный курс, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Современные концепции курса ОБЖ не включают идею изучения основ безопасности дорожного движения в обязательном порядке. они нацелены на приобретение учащимися знаний и навыков о том, как действовать в той или иной типичной чрезвычайно ситуации (землетрясении, урагане, наводнении, пожаре, аварии и т.п.) типичному человеку концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, в том числе и безопасности на дорогах в цикл занятий, посвященный обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, должны войти разделы и темы, посвященные вопросам совершенствования мыслительной деятельности, развития памяти, внимания

Приобщение учащихся начальной и основной школы к миру безопасности через освоение конкретных видов деятельности, через обобщение всех полученных ранее знаний в условиях старшей школы ОБЖ становится предметом, интегрирующим знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах школьного образования На первый план при изучении данного предмета не могут быть поставлены традиционные знания, умения, навыки, а выносится задача раскрытия перед учащимися закономерностей и традиций обеспечения безопасности на дорогах Методика данного предмета основывается на законах восприятия мира и визуального образа, и направлена на развитие способности детей на практике реализовывать принципы соблюдения безопасности на улицах и дорогах Эти подходы и отражены в тексте концепции Государственного образовательного стандарта образовательной области «Безопасность дорожного движения» общего начального, общего основного и общего среднего (полного) образования.