Подготовила команда «Безумные информатики» МОУ СОШ 289 г.Заозёрска Мурманской области
Для изучения почвы мы выбрали площадку нашего опытного участка в пределах окрестностей нашей школы. И сразу же столкнулись с определенными сложностями. В середине октября в нашей Мурманской области уже выпал снег и почва успела промерзнуть.
В геоморфологическом отношении участок приурочен к скальному плато, с поверхности перекрытому рыхлыми отложениями.
Почвы можно отнести по типу к тундрово-глеевым. Гумус почти отсутствует (достигает нескольких сантиметров), отсюда следует малое количество растительности.
Определенные трудности мы испытывали, когда делали почвенный разрез. Грунт был твердый и мерзлый до глубины 0.1 метра, ниже – влажны й и твердый. На поверхности можно различить остатки растений- мхи, небольшие корешки, листья, которые образуют рыхлую подстилку (около 2 см)
Пытались разглядеть почвенные горизонты, измерить их толщину, определить форму границ между ними. Из каждого слоя взяли образцы почв для дальнейших лабораторных исследований
1) 2-4 см. Рыхлая, содержит корни растений, перегнившие остатки мхов, веток, листьев. Цвет : коричнево-серый, неоднородная, пятнистая 10-30см –твердая, влажная с частицами песка, гравия, глины. 2) 0т 50 до 80 см. Плотная, влажная. Цвет: серый. Корни растений встречаются редко. Комочки и пески разных размеров. 3) Нижний слой разреза, имеет плотное сложение, влажные, с включением гравия и мелкой гальки. Цвет: коричневато- серый. Форму границ между горизонтами определили как волнистую
Предварительно просмотрев мультимедийный урок, мы попытались оценить механический состав почвы. Почва на опытном участке представлена: песками мелкими коричневато-серого цвета, реже песком гравелистым и песком пылеватым, с включением гравия и гальки мелкой, с гнездами суглинка пластичного, с примесью строительного мусора(был найден при откапывание почвы) Основной объем изученного разреза, верхнюю его часть слагает гравийный грунт, он характеризуется плотным сложением, содержание гравия составляет (в среднем- 25%), гальки мелкой от (в среднем - 30%), валунов мелких до 10%, Заполнитель пор - пески разнозернистые (пылеватые, пески средней крупности, пески крупные), влажные.
в нижней части разреза залегают пески гравелистые, имеющие плотное сложение, влажные, с включением гравия (среднее -20%), гальки мелкой (среднее-15%), серого, коричневато-серого цвета.
В каждую пробирку положили по мерке почвы, залили водой, взболтали и стали наблюдать за оседанием почвенных частиц. После того как наша команда собрала образцы с разных слоёв почвы, мы приступили к исследованию.
Мы заметили, что при оседании частички разного размера оказались в разных слоях почвенного раствора
В первой пробирке вода приобрела зеленоватый оттенок, сам образец почвы имеет коричнево-черный цвет На дно осели мелкие камешки (песок) второй слой который опустился на дно, оказались рыхлые песчинки почвы, в самом верхнем слое раствора оказались маленькие частички –остатки растительности (корешки). Хочется отметить, что из-за наших климатических условий, почва тёмного цвета не плодородная, но даже после того, как мы высушили образец почвы, он приобрёл тёмно-серый цвет. 123
Во второй пробирке раствор приобрел слегка мутноватый оттенок. Почва имеет темно-серый цвет и является вторым слоем который наша команда срезала. Скатывается в мелкие шарики, холодит руку, высыхает за 1-2 минуты. Вывод: почва свежая. На дно пробирки опустились крупные песчинки тёмного цвета, а сверху (всплывший слой) также имеет остатки растительности, с примесью мелких песчинок.
В третьей пробирке раствор приобрел желтоватый цвет. Раствор мутный. Сам образец почвы имеет серо- бежевый цвет. Это песчаная почва- влажная. После того как положили на ладонь песчинки после высыхания рассыпались, холодило руку. На дно пробирки опустились крупные камешки, вторым слоем были мелкие камешки с примесью тёмно-коричневых песчинок. 123
Треть чайной ложки почвы смочили с водой, и она стала влажной. Попытались скатать в шнур и свернуть кольцом. Почва легко растёрлась в сухом состоянии между пальцами до смеси песчаных и более мелких частиц. При увлажнении и раскатывании на ладони образуются кусочки шнура. Проведя эти несложные эксперименты, наша команда пришла к выводу, что исследуемый образец почвы - супесь.
Почву нашего опытного участка мы определили как влажную Почва холодит руку, сильно увлажняет сухую фильтровальную бумагу, после сжатия в кулаке сохраняет приданную форму.