В начале жизни школу помню я ; Там нас, детей беспечных, было много ; Неровная и резвая семья ; А. С. Пушкин " В начале жизни школу помню я..." 1830 В начале жизни школу помню я ; Там нас, детей беспечных, было много ; Неровная и резвая семья ; А. С. Пушкин " В начале жизни школу помню я..." 1830
Когда - то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга.
Для нового учебного заведения был отведен 4- этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым.
Автор проекта создания Лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт - профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницы говорил об обязанностях гражданина и война, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова : " Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями ".
На должность директора Лицея, который по уставу " сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых " был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский. Малиновский Василий Федорович Дипломат, ученый-просветитель, педагог. Первый директор Царскосельского Лицея ( )
По уставу в Лицей принимались дети дворян в возрасте лет. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года - так называемый начальный курс - изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года - окончательный курс - содержал основные предметы трех факультетов университета : словесного, нравственно - политического и физико - математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания.
Первый курс назывался начальным. На первом курсе изучались языки ( русский, латинский, французский и немецкий ), науки нравственные ( закон Божий, философия и основы логики ), науки математические и физические ( арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика ), науки исторические ( история российская, история иностранная, география и хронология ), первоначальные основания изящных письмен ( избранные места из лучших писателей и правила риторики ), изящные искусства и гимнастические упражнения ( рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание ).
Второй курс - окончательный, охватывал все те же отделы, но уже в более сложном аспекте. Кроме того, в течение второго курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
К открытию лицея 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали « первый курс Царскосельского Лицея », так что они могли считать себя и школьниками ( им было в среднем лет по двенадцати ) и студентами ( потому что после окончания Лицея уже не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении ). Среди тридцати - те, чьи имена впоследствии войдут в историю России : поэт и журналист Антон Дельвиг, дипломат, канцлер Александр Горчаков, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, декабрист Иван Пущин, поэт Александр Пушкин.
Учебно - воспитательный процесс организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Лицеисты, кроме основных предметов, с большим интересом занимались изящными искусствами, гимнастическими упражнениями, фехтованием. Уроки верховой езды проводили три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Плаванию мальчиков учили специально назначенные матросы. Местом для упражнений была большая купальня в саду. После плавания осуществляли медицинский контроль.
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно - юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14- го 9- го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус.
У каждого лицеиста была своя комната « келья », как называл её А. С. Пушкин. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Расписание жизни лицеистов 6.00 – подъем, сборы, молитва ; 7.00 – 9.00 – уроки ; 9.00 – – чай, прогулка ; – – уроки ; – – прогулка ; – обед ; – – чистописание или рисование ; – – уроки ; – чай ; до – прогулка ; – – повторение уроков и вспомогательные классы ( по средам и субботам – танцы или фехтование ); каждую субботу – баня ; – ужин ; до – рекреация ; – молитва и сон. Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц « вакаций » ( каникул ), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 « лицейских дней ») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.
Репин И.Е. А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. 1911
Воспитанники много читали. " Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов ", - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до Лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения : " Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги ? спрашиваешь ты меня ; можешь ли в этом сомневаться ?.. Никогда ! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...". Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу : "... до самого вступления в Лицей я не видел ни одного писателя - но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова ; еще забыл : Нелединского, Кутузова, Дашкова ". Порфессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. " Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал : " Теперь, господа, будем пробовать перья : опишите мне, пожалуйста, розу стихами ".
В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы но вряд ли у кого из них был девиз более гуманный и благородный чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса - " Для Общей Пользы ". Жить " Для Общей Пользы " учили директора Лицея - Василий Федорович Малиновсвский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского Лицея в Царском Селе ( с 1811 по 1843 годы ) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились : выдающийся писатель - сатирик М. Е. Салтыков - Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов - утопистов М. В. Буташевич - Петрашевский, филосов, историк Н. Я. Данилевский, составитель " Словаря Русского языка " академик Я. К. Грот.
И все же славой своей Лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов - И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр - адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.
На церемонии Пушкинского выпуска 1817 года Е. А. Энгельгардт с уверенностью говорил о выпускниках : " Они могут быть полезны ! Они будут полезны !.." Был зачитан список воспитанников с " означением преимуществ, с коими каждый из них по мере успехов и достоинства " определяется на службу, розданы медали, похвальные листы и свидетельства. Наконец Энгельгардт обратился к воспитанникам с напутственным словом : " Идите, друзья, на новом вашем поприще !.. Храните правду, жертвуйте всем за нее ; не смерть страшна, а страшно бесчестие ; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...".