15-е заседание: Финансирование и модели управления школой Примеры из Соединенных Штатов Америки К ОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Организаторы: Региональное отделение ЮНИСЕФ для стран ЦВЕ/СНГ и страновое отделение ЮНИСЕФ в Российской Федерации 27–29 сентября 2011 года Томас Б. Парриш Американские исследовательские институты
2 Специальное образование в США Национальная функция и функция штатов Национальное законодательство является основным источником политики и права в области специального образования. Тем не менее реализация и финансирование обеспечиваются в основном на уровне штатов и местных сообществ.
Процентная доля специального образования к расчетной численности постоянного населения в возрасте от 3 лет до 21 года в разбивке по штатам: 2008 год Всего в США8,5 Ранжирование по штатам 1 Нью-Джерси11,5 2 Западная Вирджиния11,5 3 Мэн11,4 4 Род-Айленд10,9 5 Вайоминг10,7 6 Индиана10,7 7 Кентукки10,4 8 Массачусетс10,4 9 Оклахома10,1 10 Нью-Гэмпшир10,0 11 Небраска9,7 12 Пенсильвания9,6 13 Иллинойс9,4 14 Нью-Йорк9,3 15 Флорида9,3 16 Аляска9,3 17 Миссури9,2 18 Огайо9,2 19 Южная Каролина9,2 20 Арканзас9,1 40 Юта7,5 41 Невада7,5 42 Луизиана7,4 43 Джорджия 7,3 44 Мэриленд 7,3 45 Алабама7,1 46 Техас7,0 47 Гавайи6,8 48 Калифорния6,8 49 Колорадо6,8 50 Айдахо6,7
4 Изменение совокупных расходов на одного учащегося системы специального образования с течением времени (1968/69, 1977/78, 1985/86, 1999/2000 годы) $0 $2,000 $4,000 $6,000 $8,000 $10,000 $12,000 $14,000 На одного ученика в долл. США 1999/2000 год На одного ученика в нескорректированных долларах $5,961 $9,674 $9,858 $12,474 $1,257 $3,577 $6,335 $12,474 Изменение расходов на специальное образование с течением времени – США
5 Финансирование специального образования Вопросы национальной политики – США Увеличение показателей охвата образованием Увеличение затрат Наименее ограничивающие условия Постепенное расширение общего образования Смешанные услуги/ресурсы Подотчетность Усиление поддержки на национальном уровне Экономическая эффективность/результативность
6 Схемы государственного финансирования: Ситуация в разных штатах США Многофакторные весовые коэффициенты для учащихся системы специального образования (в расчете на одного человека): 12 штатов Единичный весовой коэффициент для учащихся системы специального образования (в расчете на одного человека): 7 штатов На основе данных переписи населения: 7 штатов Нет отдельной схемы для системы специального образования: 7 штатов На основе ресурсов: 6 штатов Процентное возмещение: 5 штатов Сочетание: 5 штатов Целевая денежная субсидия федерального правительства штатам: 1 штат
7 Схемы финансирования в штатах: Финансирование в расчете на одного человека (Весовые коэффициенты учащихся) Помощь штатов на цели специального образования выделяется "в расчете на одного человека", в зависимости от числа учащихся в системе специального образования. Та же сумма в расчете на одного человека может использоваться для всех учащихся в системе специального образования, или Весовые коэффициенты могут различаться в зависимости от места обучения, категории инвалидности или того и другого в том или ином сочетании.
Основные вопросы, касающиеся политики финансирования специального образования Надлежащее/Достаточное? – Какой объем финансирования необходим для достижения целей в области образования, поставленных в отношении учащихся системы специального образования? Равноправное/Справедливое? Распределяются ли эти средства справедливо, в зависимости от различий в потребностях учащихся? Результативное/Экономически эффективное? Предназначена ли система для того, чтобы: – Поощрять обучение учащихся/использование наиболее эффективных методов? – Сводить к минимуму административные барьеры?
Адекватность: Число учащихся системы специального образования на одного поставщика услуг и ориентировочные затраты на систему специального образования в разбивке по штатам (2004–2005 годы) Всего учителей (стаж 3–21 год) Всего приспособлений (включая переводчиков) Всего поставщиков соответствующих услуг (включая других штатных специалистов/ исключая переводчиков) Оценочные расходы в расчете на одного человека в системе специального образования на основе числа специалистов (долл. США) Национальное невзвешенное (50 штатов/О.К., исключая данные Бюро по делам индейцев (BIA)) 16,216,540, Нью-Йорк 9,318,1 8, Гавайи 9,710,213, Вермонт12,1 4,422, Нью-Гэмпшир14,4 6,016, Нью-Джерси11,411,920, Род-Айленд12,614,814,819, Миннесота13,1 9,623, Вирджиния11,516,527, Нью-Мексико11,018,029, Канзас15,6 6,931, Небраска18,115,158, Арканзас15,022,889, Аляска18,514,657, Огайо16,630,750, Монтана21,616,645, Округ Колумбия19,3 32, Теннесси19,321,655, Юта21,816,752, Индиана22,120,6 46, Айдахо21,017,862, Оклахома20,1 26,158, Южная Каролина21,5 28,060,
10 Равенство в специальном образовании Все пятьдесят штатов и общенациональное правительство направляют дополнительные средства на финансирование учащихся системы специального образования в целях поддержки дополнительных услуг Однако по-прежнему важным остается вопрос о том, в какой степени это дополнительное финансирование должно различаться по категориям учащихся системы специального образования Штаты подходят к решению этого вопроса по-разному.
Эффективность: Где размещаются учащиеся системы специального образования? Тенденции в США, 1989–2005 годы Процентная доля учащихся системы специального образования, проводящих 80% или более своего школьного дня в классных комнатах в обычных школах, в период с 1989 по 2005 год в США возросло с 32% до 54%. Случаи размещения учащихся в отдельных помещениях в начале этого периода сократились с 6% до 4%, и на этом уровне они оставались в течение последних 15 лет
Инклюзивное образование: Данные по штатам, осень 2006 года Процентная доля учащихся системы специального образования, размещаемых в учреждениях с наименее ограничивающими условиями, резко различается по штатам (от 78% в Северной Дакоте до 10% в Вирджинии). Процентная доля детей, размещаемых в отдельных помещениях, колеблется в диапазоне от 2% всех учащихся системы специального образования в ряде штатов до 16% в Нью-Джерси. Как показывают данные, в Северной Дакоте условия размещения в два раза более ограничивающие, чем в Вирджинии
Данные свидетельствуют об увеличении экономической эффективности благодаря инклюзии: В одном из проведенных в США исследований содержится вывод о том, что устройство в близлежащие школы сопряжено примерно с такими же затратами, что и устройство в отдельные школы. Ряд исследований свидетельствует о повышенной пользе инклюзии в эмоциональном и социальном плане. Данные из Иллинойса и Калифорнии также свидетельствуют о повышенной пользе с точки зрения успехов в учебе
Определить цели и желаемые результаты Уточнить ресурсы, необходимые для предоставления соответствующих услуг Оценка результатов в отношении областей прогресса/проблемных областей Оказание поддержки в проблемных областях и обучение на примерах областей успеха в целях непрерывного совершенствования Модель финансирования Показатели успеваемости учащихся Программные инициативы Общая система управления
Том Парриш, исполнительный директор Американские исследовательские институты (АИИ) Tom Parrish, Managing Director American Institutes for Research (AIR) San Mateo, California, US Веб-сайт: csef.air.org Контактная информация