Отдел оценки качества дошкольного образования Московского центра качества образования
В Законе «Об образовании» (ст. 18) определено, что: «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Родители (законные представители) воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (п. 30 Типового положения о ДОУ).
1 взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей 2 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития детей
Почему взаимодействие семьи и детского сада необходимо? Что имеет право знать родитель о детском саде? Как связаны эффективное взаимодействие родителей и ДОУ с качеством образования.
1 Ни у кого из участников обсуждения не возникло сомнения в безусловной необходимости взаимодействия родителей и ДОУ. Однако на сегодняшний день есть определенные сложности. По мнению педагогов, трудно добиться равноправного партнерства по причине низкого авторитета педагога. По мнению родителей, само ДОУ не всегда заинтересовано во взаимодействии, а также не испытывает необходимости в активном участии родителей в образовательном процессе. 2 Общее мнение выразилось в том, что без привлечения новых форм взаимодействия невозможно добиться эффективности в данном вопросе. Причем данные формы не должны быть разовыми или номинальными, т.е. существовать только на бумаге. 3 По мнению всех представителей обсуждения, степень взаимодействия родителей с детским садом является критерием оценки эффективности работы учреждения.
1 В ходе образовательного процесса не анализируется такой показатель, как удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников качеством образования в ДОУ. Также отсутствует анализ контингента семей воспитанников. 2 Работа с семьей оценивается по количеству мероприятий. Не анализируется их качество, а так же насколько мероприятия были эффективны и помогли родителям воспитанников. 3 Отсутствует наглядная информация для родителей.
4 В годовом плане работы ДОУ представляется формальный перечень мероприятий по взаимодействию с семьями, который по факту не выполняется или выполняется не в полном объеме. 5 Представление не в полном объеме необходимой информации на сайтах ДОУ. Кроме того, у значительного числа сайтов такая форма обратной связи, как «Вопрос-ответ» либо отсутствует, либо осуществляется формально (вопросы остаются без ответа, составлено несколько вопросов и ответов «для галочки» явно без участия родителей и др.).
Ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям ДОУ побуждает родителей к заинтересованности в сотрудничестве, проявляет инициативу во взаимодействии, оказывает помощь
изучение семей воспитанников, изучение интересов, мнений родителей; использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей; повышение культуры общения педагогов; привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; просвещение родителей в области педагогики и детской психологии, повышение родительской компетентности; активное использование вариативных форм дошкольного образования; расширение способов работы и общения с родителями, в том числе широкое использование информационных технологий.
Является одной из современных эффективных форм взаимодействия родителей и детского сада, позволяющей через сеть Интернет: оперативно получать комплексное представление о развитии своего ребенка; наблюдать динамику его развития; в режиме он-лайн посредством обратной связи задать вопрос, внести предложения, высказать мнение, оставить отзыв и многое другое.