Почему ребёнок плохо говорит? МДОУ «Пингвин» Учитель-логопед Рожкова Лариса Викторовна
Причины: Психологические проблемы Природная застенчивость Речевые или физиологические проблеммы Ухудшение экологии
Причины: Осложнения во время беременности Проблемы в родах Проблемы в послеродовом периоде
Развитие речи зависит от многих факторов: Развитие органов чувств (слуха,зрения) Зрелость коры головного мозга Психофизическое здоровье Речевая среда
Ребёнка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери
Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже когда он ещё не научился вам отвечать
Помните – он запоминает что вы говорите и как вы говорите
Именно вашей речью пополняется активный и пассивный запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка
Нормы развития речи
0 – 1 год Гуление (2 мес.) Гуление с интонацией (4 мес) Лепет (6 – 8 мес) Первые слова (10- 12мес)
Советы логопеда: Побольше разговаривайте с малышом. Комментируйте свои действия «заряжайте» ребёнка своими эмоциями, ритмом песенок, потешек, играйте на музыкальных инструментах
Советы логопеда: Используйте зеркало, чтобы помочь малышу осознать свои движения Показывайте малышу разнообразные игрушки и предметы
Советы логопеда: Играйте в весёлые, забавные, подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности
Советы логопеда: Во время бодорствования малыша, его купания, кормления, переодевания, укладывания на сон объясняйте всё, что вы с ним делаете
Советы логопеда: Развивайте мелкую моторику малыша – игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т.п.
Развитие мелкой моторики:
Игрушки от 0 до 1 года:
1 – 2 года Запас слов от 2-3 до (12 мес) Понимает простые просьбы, не сопровождающиеся жестом. Реагирует на своё имя (1г2мес) Произносит множество слов и словосочетаний. Хорошо развито звукоподражание. Знает 3-6 частей тела (1г6мес)
2 – 3 года Понимает действия и предметы на картинках (2 года) Задаёт вопросы «что это?», «где?» В активном словаре насчитывается около 50 слов (2 года)
2 – 3 года: Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. Произносит простые предложения из 3 -4 слов (2г 2 мес) Начинает употреблять в речи предлоги
3 – 4 года Минимальный запас слов – 250.(3 года) В звукопроизноше- нии отсутствуют шипящие и сонорные звуки Понимает несложные сюжетные картинки
3 - 4 года Начинает подбирать рифмы к словам. Пользуется уменьшительно- ласкательными суффиксами Называет своё имя, пол, возраст Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия
Советы логопеда: Расширять словарный запас ребёнка (Чтение книг, прослушивание аудиокниг, кукольный театр и т.п.) Формировать связную речь Развивать правильное звукопроизношение (главным образом через игры со звукоподражанием)
4 года Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов. Придумывание новых слов (словотворчество) Непроизвольное запоминание стихотворений
4 года Речь еще не до конца связная Определяет наличие заданого звука в слове (4г6мес) Подбирает слова- антонимы (4г 6 мес) Допустимо отсутствие сонорных звуков (Р, Л)
Советы логопеда: Развивать слуховое внимание Развивать фонематическое восприятие Развивать фонематический анализ
Советы логопеда: Формировать правильное речевое дыхание Развивать правильное звукопроизношение Развивать лексико- грамматический строй речи
Артикуляционная гимнастика:
Логопедический массаж:
Советы логопеда: Развивать мелкую моторику Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление)
5 лет Произношение всех звуков правильное. Ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности
5 лет Умеет изменять громкость голоса, интонации В речи употребляются все предлоги Появляются деепричастия (сидя, лёжа, прыгая и т.д.)
5 лет Образует прилагательные от существительных (железо – железный) В речи использует сложные предложения, все грамматические формы
6 - 7 лет: Словарный запас увеличивается до 3500 слов Полностью усваивается слоговая структура слов Ребёнок самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по различным признакам
6 – 7 лет: Дети самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком Выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове В этом возрасте ребёнок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Активно развивается речевое и языковое внимание, память, логическое мышление и другие предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе
К 6 – 7 годам ребёнок должен: Хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка чей- то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год..
К 6 – 7 годам ребёнок должен: Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы
Развитие дыхания
Развитие слухового восприятия
Развитие фонематического слуха
Развитие мелкой моторики
Сюжетно – ролевые игры
СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР