Методика обучения математике на профильном уровне
ПЛАН: 1.Определение профильного обучения. 2. Причины перехода на профильное обучение. 3.Структура профильного обучения. 4.Цели профильного обучения. 5.Элективные курсы.
Профильное обучение понимается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней изучения учебных предметов: общеобразовательного и профильного.
Причины перехода на профильное обучение отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся; недостаточные, по мнению учащихся, условия школы для построения успешной профессиональной карьеры и подготовки к будущей профессиональной деятельности;
необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, что должно повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ; специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (в частности, высшего) образования, необходимость преемственности между школой и вузом, устранение недостатков довузовской подготовки.
Учебный план профильного обучения Блок 1-й - базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно-научного профиля) или естествознания (для гуманитарных профилей). Блок 2-й профильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
Блок 3-й - элективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Блок 4-й - учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.
Структура профильного обучения Базовый (общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам: соответственно, этим курсам отвечают требования единых общих экзаменов (в том числе обязательных ЕГЭ, например сегодня это математика)
Профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают профильным образовательным стандартам: соответственно, этим курсам отвечают требования единых профильных экзаменов (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне). Элективный компонент : ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Структура профильного обучения
Цели перехода к профильному обучению обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов; создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению; обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявляемых к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе; устранить недостатки довузовской подготовки (репетиторство, платные подготовительные курсы). Цели перехода к профильному обучению
Цели профильного обучения математике формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности; воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса. Цели профильного обучения математике
Элективные курсы Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента и выполняют две функции: поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном стандартном уровне; служить средством для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Требования к элективным курсам Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным. Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, который позволял бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.
Содержание курсов по выбору должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (история науки и техники, астрофизика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).
Виды элективных курсов 1. Предметно-ориентированные (пробные) Задачи курсов данного типа: дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету. уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
2. Межпредметные (ориентационные) курсы Задачи курсов данного типа: создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий. познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.
Необходимые условия построения элективных курсов Курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродится во вполне традиционное натаскивание. Содержание курса, форма его организации должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Я учусь в социально-гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в yниверситет»).
Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации («Пойду на социально- гуманитарный профиль, потому что мне интересно то-то и то-то, у меня хорошо получается то-то»). Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.) Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения. Если автор относит (условно) свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности (юрист, экономист, журналист, зоотехник и т.д.). Необходимо, чтобы программа курса состояла из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому курсу.
Содержание курса может представлять собой Расширенный, углубленный вариант какой-то раздел базового курса («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.). Являться введением в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.). Отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения («Естествознание», например) или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).
Требования к содержанию программ элективных курсов ориентация на современные образовательные технологии; соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам; соответствие принятым правилам оформления программ; наличие пособия, содержащего необходимую информацию; краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).
Основные мотивы выбора подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
Требования Элективный курс должен развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на предпрофильном уровне. Элективный курс способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Элективные курсы должны знакомить учащихся с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.
Структурные элементы программы элективного курса титульный лист; пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание изучаемого курса; методические рекомендации; литература