Итоги внедрения кредитной системы обучения в МВШМ (Кыргызстан): проблемы и перспективы А.А. Джумалиева Международный Университет Кыргызстана МВШМ, Бишкек
МУК в 2002 году подписал Всемирную университетскую хартию (Болонская декларация). В 2004 году была организована Международная Высшая Школа Медицины (МВШМ). Согласно данной хартии обучение основано на Европейской кредитной системе ECTS и адаптировано к государственным стандартам высшего образования в КР
Целью введения кредитно-модульной системы является облегчение академического признания дипломов и квалификаций иностранных студентов, обучающихся в МВШМ. Анализ внедрения и работы по кредитной системе в течение 8 лет выявил преимущества и проблемы данной системы.
Преимущества данной системы : академическая мобильность студентов 111студентов переведено ( ) в МВШМ из других вузов ближнего и дальнего зарубежья (России, Казахстана, Пакистана, Китая, Кореи). академическое признание дипломов 76 выпускников МВШМ подтвердили свои дипломы на родине, что составило 65,5%. В гг. из общего количества студентов, проходивших аттестацию из всех ВУЗов 30% - выпускники из МВШМ.
Наши выпускники работают в Австралии, Канаде, США, Нидерландах, а также два выпускника МВШМ (Мудасар Гауд и Зижан Али) поступили в магистратуру по Общественному здравоохранению (США, Нидерланды). В настоящее время по их инициативе составлена и утверждена совместная программа элективного курса по общественному здравоохранению для студентов 5 курса.
Данная система сближает образовательные программы различных стран. Введение кредитно- модульной системы позволило структурировать и значительно улучшить учебные программы с учетом смежных дисциплин. Введение данной системы в МВШМ повысило конкурентоспособность вуза. Привлечение иностранных студентов в КР является дополнительным инвестированием средств в экономику страны.
Преимуществом для студентов является свобода выбора ВУЗа, модели образования, возможность досрочно сдавать обязательные дисциплины, совмещать учебу и осваивать практические навыки в клиниках за счет свободного времени на самостоятельную работу. Положительным является также введение оценки трудозатрат студентов по кредитно-балльной системе, в которой учитываются: посещаемость, активность на семинарских занятиях, владение материалом, умение использовать информацию для сдачи самостоятельных работ. Добросовестные студенты, которые работают в течение семестра, получают максимальные баллы по каждому виду деятельности и могут быть освобождены от сдачи экзамена.
В МВШМ сложился высококвалифицированный преподавательский состав, который был поставлен в жесткие условия перехода от традиционной методики преподавания к совершенно новой технологии. За эти годы внедрены интерактивные методы обучения с применением мультимедиа технологий, аудио и видеоматериалов, создан учебный имитационный центр. Ведется разработка и внедрение дистанционного обучения по отдельным модулям.
Проблемы внедрения кредитной системы обучения: языковая коммуникация между административно- преподавательским составом и студентами. уровень английского языка (разговорный, грамматика); подбор квалифицированного преподавательского состава: высокий профессиональный уровень по специальности и по педагогике, уровень английского языка (разговорный, грамматика);
проблемой также является учет нагрузки преподавателей, так как она рассчитывается из расчета аудиторных часов, что не соответствует трудозатратам преподавателя при данной системе (время, затраченное на составление лекций, самостоятельных работ и др.). Было бы правильней перевести аудиторные часы в кредиты для объективной оценки нагрузки преподавателей с учетом их трудозатрат. повышение квалификации и переподготовки преподавателей по кредитно-модульной системе.
уровень довузовской подготовки и знание английского языка абитуриентов и их профессиональная ориентация. основная масса студентов не имеют навыков скоростного конспектирования лекций, не умеют правильно организовать свое время, работать с литературными источниками и резюмировать данный материал. Ситуацию может переломить внедрение с первых курсов предмета «введение в специальность». Студенты, закончившие школу на английском языке, обращают внимание на построение учебно- методического материала (грамматика, корректность составления тестов), умение преподавателя правильно объяснить материал на английском языке. Для таких студентов имеет значение уровень знания преподавателем английского языка, а для студентов, обучавшихся на родном языке в школах, на первый план выступают трудности в понимании преподавателя и предмета.
Для улучшения качества преподавания и решения вышеперечисленных проблем необходимо: проводить краткосрочные информационные и учебные семинары по кредитно-модульной системе для преподавателей; максимально унифицировать учебные планы с учетом смежных дисциплин; сформировать информсреду (внедрение информационных систем), с постоянным обновлением на веб-сайте, что обеспечит эффективность и качество внедрения кредитной технологии обучения;
организовать курсы повышения квалификации и переподготовки по специальности и английскому языку для преподавателей, работающих по кредитно-модульной системе, с возможностью участия в международных семинарах, тренингах, стажировках в Европейских вузах; совершенствовать законодательную базу кредитной технологии; пройти международную аккредитацию.