Преемственность дошкольного и общего начального образования в рамках реализации Федеральных государственных требований и стандартов второго поколения Ващенко Е. А. методист ЛММЦ
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет некоторые его элементы (А. В. Петровский) Договорные отношения; Адаптация; Виды деятельности; Социальная успешность; Программное обеспечение
ПрограммыЦели программы 1. Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова Охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе. 2. «Истоки» Под ред. Л.А. Парамоновой, Т.И. Алиевой и др. Формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. 3. Программа уч. центра им. Л.А. Венгера «Развитие» Под ред. О.М. Дьяченко Развитие у детей дошкольного возраста умственных и художественных способностей. 4.4.Школа-2100 А.А.Леонтьев Реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы. 5.5.«Детство». В.И. Логинова, Т.И. Бабаева Обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Матрица диагностики «Готовности к школе» Готовность к школе Мотивационная зрелость Психологическая зрелость Внимание Память Физиологическая зрелость Развитие мелкой моторики Психосоциальная зрелость Коммуникати вные навыки Умение слушать Умение договариваться Сформированность образно-логического мышления Умение сравнивать, находить сходства и отличия Умение общаться Общая осведомленность Познавательная зрелость
Временные требованияФГТ Предъявляются к содержанию и методам дошкольного образования Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ Содержание дошкольного образования включает 4 направления развития детей и 10 областей Ориентированы на процесс, а не результат Определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные В основе предметный принцип. Принцип интеграции, сочетание научной обоснованности и практической применимости. Требования не дифференцированы и не отражают видовое разнообразие ДОУ. Требования дифференцированы, отражают видовое разнообразие учреждений. Не определяли объем образовательной нагрузки Определяют время для реализации обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Учитывали только традиционный режим пребывания детей – 12 часовой Учитывают возможность реализации программы с различными режимами пребывания Не учитывали специфику деятельности специализированных групп и учреждений Учитываю специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральные государственные требования (ФГТ) Стандарты второго поколения 1. Предъявляются требования к результатам освоения основных образовательных программ 2. Предъявляются требования к структуре основных образовательных программ 3. Образование осуществляется в течение всего дня 4. Изменился подход к обучению Стандарты второго поколения ФГТ