Целеполагание и планирование как реализация управленческих функций учителя Изучаем технологию ИСУД
это система совместной деятельности учителя и ученика, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий и способная не терять эффективность при переносе в другую педагогическую реальность.
1. Понятию «учебный модуль» в педагогике соответствует: А) Часть учебной программы, представленная в учебнике определенной главой Б) Любая большая тема в программе В) Часть учебной программы, имеющая законченную внутреннюю логику и определенные, четко диагностируемые цели
2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит под определение «педагогическая диагностика»: А) только тестовый контроль Б) только письменные работы учащихся В) Любая рефлексия учащихся, поддающаяся контролю и анализу
3. Чем принципиально отличается проектирование ТК при МТП от традиционного тематического планирования: А) последовательностью действий при проектировании технологической карты Б) структурой технологической карты В) наличием определенных элементов технологической карты
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: 1.Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела. 2. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 3. Делит количество параграфов на количество часов. 4. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы, подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 1
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: 1. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 2.Выстраивает логику изучения темы, распределяет учебное содержание по учебным часам. 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы. 4. Подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 2
(Г) (Г) Целеполагание ученика на изучение темы (Л) (Л) Целеполагание на деятельность для учителя по обучению в рамках темы (О) (О) Отбор и структурирование содержания (О) (О) Составление вариантов зачетной работы (Н) (Н) План изучения темы по урокам (Х) (Х) Определение времени и места промежуточной диагностики (Е) (Е) Проектирование поурочных информационных карт для ученика (Т) (Т) Проектирование поурочных информационных карт для учителя
Последовательность действий учителя при использовании модульной технологии планирования: 1.Проектирует цели для учащихся, исходя из стандартов и особенностей контингента. 2.В соответствии в этими целями подбирает или составляет варианты окончательной диагностики. 3.Исходя из структуры окончательной диагностики проектирует свои цели. 4. Отбирает и структурирует тот объем содержания, который обеспечит достижение целей ученика и учителя. 5.Выстраивает логику изучения темы, корректируя количество часов и определяя место и время промежуточной диагностики. 6.Поурочно планирует учебную деятельность детей (ИКУ для ученика), а свою деятельность планирует как руководство учебной деятельностью учащихся (ИКУ для учителя).
Вариант технологической карты учебного модуля ТК учебного модуля «______________________» Цели для ученика (ЗУН) Цели для учителя 1. Предметные 2. Развивающие 3. Воспитательные Д Об, Кд1д2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА учебного модуля «Законы сохранения» Массовая школа Естественнонаучный профиль Математико-экономический профиль Гуманитарный профиль
Технологическая карта модуля
Информационная карта урока учителя (лицевая сторона) Модуль (тема) Тема урока « _______________________________________________________» Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после изучения темы) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.) Предметные цели 2. Цели, отражающие развитие ОУУН 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели Опорные понятия, термины Новые понятия, термины Домашнее задание
Информационная карта урока учителя (на обороте) Этапы урокаДеятельность учащихся Дидактическое обеспечение 1.Организационный момент ( тема, содержание урока, план) Подведение итогов урока
Примеры информационных карт урока Литература Галеева Н. Л. и др. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя / Н. Л. Галеева, Е. С. Гостимская, Г. Ю. Евдокимова и др. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, – 128 с. – («Методическая библиотека).
Модуль. Письменные приемы умножения и деления. Тема урока «Умножение двузначного числа на однозначное в столбик», 3 класс Целеполагание для ученика (в ЗУНах) Целеполагание для учителя (управленческие задачи) 1.Вспомнить свойства умножения. 2.Научить приему – умножение в столбик. 3.Отработать навык – умножение в столбик. 4.Учиться решать задачи на пропорциональное деление. 1.Развитие речи учащихся посредством использования алгоритма умножения. 2.Совершенствование работы в парах. 3.Первичный контроль по теме. 4.Развитие внимания. 5.Сворачивание информации – кластер. Опорные понятия, терминыНовые понятия, термины Название чисел при умножении. Свойства умножения: сочетательное, переместительное. Площадь прямоугольника. Алгоритм умножения в столбик. Запись умножения в столбик в тетради. Использование записи в столбик при решении задач. Домашнее задание: стр. 37 3, придумать и решить 4 аналогичных примера, решить задачу 9.
Этапы урокаДеятельность учащихсяОснащение каждого этапа I. Самоопределение к деятельности 1)разминка; 2)кластер. Устные ответы. Озвучивание составляющих кластера. Кластер на доске (проектор) II. Актуализация знаний 1)расставь знаки; 2)решение выражений; 3)группировка. Работа у доски. Заполнение карточек. Анализ ряда чисел. Вывод. Запись на доске: 4…3=3…4 (a+b)xc=a…c+b…c Карточки на каждого ученика III. Постановка проблемыРабота в тетрадиТетради IV. Проектирование и фиксирование нового 1) построение проекта; 2) алгоритм вычисления. Мыслительные операции при нахождении площади прямоугольника. Чтение и запоминание алгоритма. Чертеж прямоугольника на доске. Алгоритм умножения в столбик (проектор)
Этапы урокаДеятельность учащихсяОснащение каждого этапа V. Первичное закрепление во внешней речи 1)работа по учебнику; 2)работа в парах. Применение алгоритма. Решение примеров с комментированием. Учебник VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Решение в тетрадиУчебник, тетрадь. Эталон решения номера (проектор) VII. Включение в систему знаний и повторение Решение задачи в тетради. Самостоятельное решение задачи 9 На доске запись: 3 ящика – 72 пачки 8 ящиков - ? пачек VIII. Рефлексия деятельности 1) построение проекта; 2) алгоритм вычисления. Мыслительные операции при нахождении площади прямоугольника. Чтение и запоминание алгоритма. Чертеж прямоугольника на доске. Алгоритм умножения в столбик (проектор)
Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя 1. Обобщить знания об имени существительном как части речи. 2. Развивать умение определять падеж существительных, правильно писать безударные падежные окончания. 3. Познакомиться с профессией журналиста. 4. Учиться проводить рефлексию. Коррекционные, социализирующие цели. Показать необходимость знаний русского языка для профессии журналиста. Показать результат коллективного труда. Развитие ОУУН. Развивать навык работы со справочной литературой. Развивать навык работы в группе. Развивать навык планирования и организации рабочего места. Предметные цели. Помочь обобщить знания об имени существительном как о части речи. Учить правильно писать безударные падежные окончания имен существительных. Работать над развитием орфографической зоркости. Обогащать словарный запас учащихся. Опорные понятия Новые понятия, термины Предмет, наука «филология», часть речи, падежи Редактор, корректор, марафон, передовица Д/з. Подобрать информацию для размещения на любой тематической странице созданного на уроке журнала Раздел «Часть речи» Тема «Безударные падежные окончания имен существительных», 4 кл.
Целеполагание для ученика (ЗУН) Целеполагание для учителя (управленческие задачи) 1. Я умею различать культурные растения и распределять их по группам. 2. Я знаю профессии людей, работающих в сельском хозяйстве. 1. Познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством. 2. Научить различать культурные растения, распределять их по группам. 3. Учить анализировать, обобщать. 4. Воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства. Опорные понятияНовые термины Экономика, отрасль, сельское хозяйствоРастениеводство Д/з. 1.Составить рассказ по готовому плану. Выберите культурное растение, составьте его устное описание по плану на стр Составьте рассказ по представлению. «Представь себе, что ты бригадир в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Что бы ты предложил для улучшения хранения и использования урожая. 3.Найди те пословицы о хлебе, запишите их и запомните. Нарисуйте любые хлебобулочные изделия. Модуль. Чему учит экономика. Тема «Растениеводство», 3 кл.
Учебный модуль как информационный ресурс Варианты зачетных работ ИКУ 1 для учителя ИКУ 1 для ученика ТК модуля Дидактич. материалы к уроку 1 и т.д.
как средство оптимизации педагогической деятельности
Памятки, рекомендации для учителя, приказы по школе Необходимые данные по обучающимся для индивидуализации учебного процесса ( карты класса, или карты ИСУД ученика, программы индивидуальной работы) Программы, апробируемые учителем Календарно-тематическое планирование по предмету Учет деятельности учителя по реализации программы развития и плана работы школы (заполняется сами м учителем в течение года) Мониторинг качества уроков (форма анализа урока) ( предоставляется учителем при каждом посещении урока администратором или коллегой-учителем) Макет управленческой папки учителя а 3.
Требования к уроку Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ 2 – требование выполнено 1 – есть резервы 0 - требование практически не выполнено Качество урока _ Сумма баллов х 100% 10 70% хор 100 – 85% оптимальный уровень - ОТЛ 84 – 60% допустимый уровень - ХОР 59 – 50% - критический уровень - удовл менее 50% - недопустимый уровень - НЕУД 1.
Участие члена методического объединения __________ ______________________________________________ в реализации программы развития школы и выполнении общешкольных годовых планов: 2. Открытые уроки Выступления на м/о, ПТГ НМС, педсовете Обобщение методической темы или темы ОЭР (работа сдана в методкабинет школы) Статья в печатных изданиях (название, ссылка) Открытые уроки Участие в подготовке конференций,п едсоветов,семи наров ??
Утверждаю _______________ Зам дир. по учебной работе «______»__________ 200___г. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН По предмету __________________________________________________ ______ На _____________________________ 200___ - 200___ учебного года Количество часов по учебному плану________________ В том числе лабораторно-практических работ________ Итоговых тематических контрольных работ ________ Составлен в соответствии с программой___________ Учебник ____________________ Рассмотрен на заседании методического объединения ГОУ СОШ
занятий Наименования разделов, тем по программе, модулей и тем занятий Вид занятийСрок проведения занятий Примечания (Программа экскурсий) К А Р А Н Д А Ш О М
3а. Программы, авторские курсы, апробируемые учителем (отметка об утверждении программы, курса)
Необходимые данные по обучающимся для индивидуализации учебного процесса ( карты класса, карты ИСУД учеников группы учебного риска, план карты для индивидуальных занятий или программ развития ученика) 4.
Индивидуальная программа развития общеучебных навыков ученика 10Б кл. Гр. Евгения задания по карте диагн ости- ки ОУУН Общеучебные навыки и умения, уровень которых сформирован недостаточно на сентябрь 2003 года В какой форме, какими заданиями необходимо развивать недостаточно сформированный навык 8Установление закономерностей, причинно- следственных связей Решать и составлять развивающие каноны, логические пропорции, логические цепочки Строить системы понятий и интеллектуальные карты по теме Алгоритм чтения графиков, описание закономерностей, выраженных графически 14Анализ аудиальной информации Решать как можно больше заданий, проговаривая основные выводы вслух. «Вы хотите сказать, что…» Анализировать вслух услышанное на уроках 16Тренировать кинестетический канал восприятия и переработки информации Объяснять понятие «глухонемому» Учить термины и понятия с помощью карточек (на одной стороне – понятие, на другом – определение) Складывать системы понятий из карточек Строить модели биологических структур из подручных материалов Определять на ощупь все качества природного объекта
Памятки, рекомендации для учителя, приказы по школе, касающиеся непосредственно текущей деятельности учителя 5.
Педагогическая технология Учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) средствами учебного предмета
Обучаемость как интегральная характеристика познавательной сферы ученика Обученность Коммуникативные ОУУН Информационные и организационные ОУУН Мыслительные ОУУН Внимание Память Уровень мотивации монологдиалог умение работать в группе планирование ведение записей навык самооценки анализ синтез сравнение установление причинно- следственных связей вывод объем концентрацияраспределение устойчивость словесно-логическая образная эмоциональная базовый познавательный социальный социально-духовный
знаю хочу умею могу хочу знаю могуумею
В системе «воспитатель, учитель - ученик»: Обученность, измеряемая отметкой по предмету, определяет дозу педагогической помощи для данного ребенка по данному предмету; Обучаемость ученика определяет для воспитателя или учителя уровень педагогической помощи; Уровень развития общеучебных навыков определяет для воспитателя или учителя выбор форм и приемов учебной деятельности ученика комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки. Особенности психических процессов и психофизиологии, уровень развития мотивационно-волевой сферы определяет для воспитателя и учителя формы заданий, комфортные – создающие ситуацию успеха, или тренирующих эти внутренние ресурсы ученика
Мониторинг результативности учебного процесса Класс 6А Учитель Галеева Н.Л. Предмет Естествознание Уч. год 2003/ УчащиесяОбученностьОбучаемостьОУУН (мыслит.)ОУУН АК.1ч2ч3ч4ч Год.сентмартансинсрлогвывСмысл. чтение Уст речь Работ а с инф Сам. Вып. зада раб в групНавык сам контр Баньковская Лена III , ,52 -2 Баранов Валера II , , Николаев Петя III , ,5 Мершин Лева III , Рыжов Егор II , Итого (динамика) СОУ 60 67, I - 2 II - 1 III - 3 I - 1 II - 2 III % 20%
ФИ дух Р 4 III х РА хххх со ц II хххххх ПВ хххххххххх по з I ЛК х ба з ФИ дух Д 4 II I хх РА хххххх со ц II ххххх ПВ ххххххххх по з IЛК ба з
Внимание (распределение) – Юра и Демьян Внимание (устойчивость) – Кирилл, Саша, Вася, Дима, Леши Память – Дима, Леши Ком. навыки (монолог) – Маша, Леши, Дима, Денис, Кирилл Ком. навыки (полилог, раб. в гр.) – Юра, Вася, Леша С., Денис, Дима Орг. навыки (планир.) – Ренат, Кирилл, Саша, Демьян, Маша Орг. навыки (тетр., место) – Витя Памятка для меня по подготовке к урокам
Инф. Навыки (разворачив.) – Демьян, Никита Инф. Навыки (сворачиван.) – Ренат, Маша, Витя Мыслит. навыки (анализ, логика, сравн.) – Ренат, Маша, Витя Мыслит. навыки (анализ, синтез, сравн.) – Демьян, Никита Инф. навыки (смысл.чт.) – Ренат, Кирилл, Денис, Дима, Леши Памятка для меня по подготовке к урокам
Соц-дух Соц Познават Баз, эмоц Ренат Саша ЮраДемьян Вася ВитяНикита МашаКирилл ДенисДимаЛеша С.Леша К
1. Провожу педагогический анализ, заполняю матрицу 2. Провожу занятие с классом – сравниваем результаты анализа и самоанализа, выбираем развивающие виды и формы работы для каждого 3. Выписываю для себя самые западающие параметры у каждого ученика – для подготовки к урокам, группирую учеников, если есть возможность 4. Определяю для себя – как мотивировать каждого 3 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч.