ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра,
Advertisements

12 ШАГОВ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СООТВЕТСТВИЕ ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
Общественная аккредитация образовательных организаций и программ в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития Ректор Регионального.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору.
г. Москва. Аккредитационная экспертиза выявляет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения.
«ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ РУДН НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ» исследование независимого рейтингового агентства.
Об общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Пятигорск, 2012 Федулин.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Национальная модель аккредитации Казахстана Стандарты и критерии институциональной аккредитации Директор НАЦ МОН РК, профессор, д.п.н. Каланова Ш.М. Алматы.
Наводнов Владимир Григорьевич д.т.н., профессор, директор Нацаккредцентра,
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
Учебно-методическое объединение вузов РФ по направлению подготовки – психолого-педагогическое образование « ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УМО КАК МЕХАНИЗМ.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
Транксрипт:

ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании»

2

1. Правительству Российской Федерации: внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования а) оказать содействие Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;… В целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации, постановляю: 3

ФЗ от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» Статья 33 п.41 Статья 33 п.41 «Образовательные учреждения, и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации … рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.» 4

Целью Программы Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ. 5

1.Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; 2.Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; 3.Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. 62 6

разрабатывающим и внедряющим механизмы (методики) внешних экспертных оценок, общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ; внедряющим модели создания условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных учреждений, предоставления их общественности. В рамках мероприятия по созданию условий … общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ будет оказана поддержка общественно-профессиональным организациям (объединениям): 7

66 8

является основной формой участия объединений работодателей и профессиональных сообществ в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования и профессионально-общественной оценки качества профессионального образования; признание качества и уровня подготовки выпускников …требованиям профессиональных стандартов и (или) … требований рынка труда; рассматривается в рамках государственной аккредитации. 79 9

признание уровня деятельности … критериям и требованиям соответствующих российских, иностранных и международных общественных организаций; сведения об … общественной аккредитации могут представляться в составе документов, представляемых для проведения государственной аккредитации

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС БЕРЛИНСКОЕ КОММЮНИКЕ (сентябрь 2003 г.) Национальные системы гарантии качества должны включать в себя следующее: Определение ответственности всех вовлеченных в процесс органов и институтов; Оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю экспертизу, участие студентов и публикацию результатов; Систему аккредитации, сертификации или подобных процедур; Международное участие в оценке, международное сотрудничество и участие в работе сетей. 11

Утверждены Утверждены решением Аккредитационной коллегии от и рекомендованы вузам к использованию для формирования внутривузовских систем гарантии качества. Разработаны Разработаны Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования. Утверждены Конференцией министров стран – участниц Болонского процесса (г. Берген, 2005). 12

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ СИСТЕМ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА 1.Политика и процедуры оценки качества 2.Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3.Оценка студентов 4.Гарантия качества преподавательского состава 5.Ресурсы обучения и поддержка студентов 6.Информационные системы 7.Информирование общественности 13

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 1.Использование результатов внешних экспертиз вузов для оценки деятельности агентства 2.Официальный статус 3.Регулярность деятельности 4.Адекватность и пропорциональность ресурсов 5.Формулировка целей 6.Независимость 7.Доступность информации о критериях и процедурах (самообследование, внешняя экспертиза, публикация отчета, последующие процедуры) 8.Отчетность 14

Результат: Справочник для абитуриентов и работодателей; Доверие к качеству образования; Условие общественной аккредитации; Формирование брэнда. 15 Принципы: Широкое привлечение общественности; Экспертная оценка; Оценка отдельных программ.

16

17

Вузы Всего программ Выбрано программ % Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет ,62% Федеральные университеты ,71% Национальные исследовательские институты ,75% 18

Показатели Всего программ Не выбрано (ни одного голоса) % Программы, всего ,2% Программы головных вузов ,5% Программы филиалов ,6% 19

Наименование Всего программ Выбрано программ % Здравоохранение ,60% Авиационная и ракетно-космическая техника ,00% Физико-математические науки ,10% Информационная безопасность ,40% Геология, разведка и разработка полезных ископаемых ,90% Сельское и рыбное хозяйство ,70% Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника ,70% Геодезия и землеустройство ,20% Культура и искусство ,50% Оружие и системы вооружения 28414,30% 20

Наименование Всего программ Выбрано программ % Морская техника ,50% Электронная техника, радиотехника и связь ,50% Воспроизводство и переработка лесных ресурсов ,90% Сфера обслуживания490489,80% Автоматика и управление665568,40% Информатика и вычислительная техника ,20% Естественные науки862687,90% Химическая и биотехнологии423266,10% Приборостроение и оптотехника504306,00% 21

Наименование Всего программ Выбрано программ % Металлургия, машиностроение и материалообработка ,90% Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров ,00% Гуманитарные науки ,80% Образование и педагогика ,70% Транспортные средства ,20% Экономика и управление ,50% Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды ,90% Социальные науки ,20% 22

Аккредитационный центр АОИР (ассоциации инженерного образования России) Создан – 2002 Цель - Общественно- профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий. Создан - ассоциацией инженерного образования на базе Томского политехнического университета (Ю.П.Похолков). 23

АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры) Создан – 2004 Цель - консультирование, проведение экспертиз, аккредитация и сертификация образовательных учреждений. Создан - на базе Московской финансово – промышленной академии ( Ю.Б.Рубин ). 24

Создан – Цель – проведение общественной аккредитации. Создан - на базе Ассоциации юридического образования. 25

Создан – 1995, Цель - общественно – профессиональная аккредитация программ, удовлетворяющих европейским стандартам ESG – ENQA. Создан – по инициативе Гильдии экспертов в сфере образования (на базе Росаккредагентства). 26

Общественно – профессиональная аккредитация образовательных программ, реализуемых учреждениями профессионального образования, в соответствии с российским законодательством и европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования с целью повышения качества образования и формирования культуры качества на основе европейских стандартов. 27

Помощь в построении внутривузовской системы гарантии качества образования, удовлетворяющего европейским стандартам; Выделение лучших программ российского образования, удовлетворяющих европейским стандартам (элитный клуб); Продвижение (реклама, лоббирование) аккредитованных программ на внутреннем и внешнем образовательном пространстве (Справочники, веб- сайты, СМИ, выставки, …); Реализация механизма бенчмаркинга («равнение на лучших»). 28

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ CEENET – сеть аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы (2000 г., 26 агентств из 16 стран) APQN – Тихоокеанская сеть гарантии качества (2005 г., 83 агентства из 31 страны) INQAAHE – Международная сеть агентств по гарантии качества высшего образования (1991 г., 257 агентств из 92 стран) ENQA – Европейская ассоциация агентств по гарантии качества в высшем образовании (2000 г., 85 агентств из 38 стран) ЕСОКО – Евразийская сеть обеспечения качества образования (2004 г., 7 агентств ) 29

В чем отличие государственной аккредитации от общественно – профессиональной? 5 общественно – профессиональная 4 3 государственная 2 - жесткие критерии - эксперт = высшее образование + стаж 3 года - мягкие стандарты - эксперт = признанный авторитет (доктор наук, высокая должность, значительный стаж работы, …) 30

Цель: не поиск недостатков, а помощь в адекватной оценке и совершенствовании программ. Объект оценки: отдельные программы, а не вуз в целом. Специфика работы комиссии: - привлечение к оценке не только академической общественности, но и работодателей, студентов, выпускников, научных организаций; - международное участие в оценке; - акцент на экспертные, а не статистические методы оценки; - процедура: проверка не документации, а качества (удовлетворенности, востребованности) образования. Стандарты и критерии: соответствующие европейским стандартам и не дублирующие показатели и критерии государственной аккредитации. Результат: широкое распространение информации в СМИ, реклама. 31

1. Победа в конкурсе «Лучшие программы России» 2. Семинар «Как стать Европрограммой» 3. Заявление на аккредитацию. Заключение договора 4. Получение вузом кейса информационно – методических материалов 8. Формирование комиссии по внешней экспертизе 7. Однодневный предвизит эксперта - аудитора 6. Самообсле- дование. Подготовка отчета и передача его в НАЦ 5. Внутривузов- ский тренинг. 9. Внешняя экспертиза 10. Аккредита - ционный совет 11. Получение Свидетельства 12. Публикация результатов 32

Условия выхода на аккредитацию Наличие государственной аккредитации; Наличие программ в справочнике «Лучшие программы …»; Рекомендация УМО. 33

Получение вузом (руководителями программ) кейса инструктивных материалов Положение об общественно – профессиональной аккредитации; Руководство: общественно – профессиональная аккредитация; Стандарты общественно – профессиональной аккредитации; Руководство: как провести самообследование. 34

Самообследование. Подготовка отчета и передача его в НАЦ. Срок проведения – от месяца до года. Срок представления – не позднее, чем за месяц до визита комиссии в вуз. Самообследование проводится на основе SWOT-анализа. 35

Однодневный предварительный визит эксперта-аудитора – члена Гильдии экспертов (желательно, но не обязательно) Цель визита – определение степени готовности к приему комиссии по внешней экспертизы. 36

Формирование комиссии по внешней экспертизе Состав комиссии по внешней экспертизе: Российские эксперты (председатель комиссии, ответственный за отчет, и эксперт по профилю); Зарубежный эксперт (1-2 эксперта); Работодатель; Представитель студенчества; Координатор от Нацаккредцентра; Координатор от вуза (программы) (указывается в заявлении). 37

Документальное сопровождение работы комиссии За месяц до внешней экспертизы экспертам высылается: Договор об отсутствии конфликта интересов, этический кодекс эксперта; Отчет о самообследовании; Программа работы комиссии, опросные листы, круг обсуждаемых вопросов; Структура устного отчета; Структура Отчета по внешней экспертизе; Public accreditation in Russia (для зарубежных экспертов). 38

Работа экспертной комиссии Срок пребывания: 3 дня. 0-й день – тренинг для экспертов, знакомство с руководством вуза (программ). 1-3 день – встречи с коллективом, студентами, выпускниками, работодателями. 3 день (вторая половина) – устный отчет для коллектива. 4-й день – написание итогового отчета. 39

Процедура экспертного визита Встреча с ректором, проректорами, деканами, заведующими кафедр Встреча с профессорско-преподавательским составом Встреча со вспомогательным персоналом Встреча со студентами Встреча с выпускниками Встреча с работодателями (предстателями ассоциаций) Обзор учебных ресурсов: библиотеки, компьютерного, обеспечения, оборудования, лабораторий и т.д.) Обзор материально-технической базы, инфраструктуры Посещение лекций, практических занятий Анализ результатов текущей и итоговой аттестации (дипломных работ, экзаменов) Анализ достижений в научной и научно-методической деятельности Анализ планирования и организации образовательного процесса общение посещение анализ результатов обучения 40

1.Политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы 2.Утверждение, мониторинг и периодическая оценка образовательной программы 3.Оценка уровня знаний/компетенций студентов 4.Гарантия качества и компетентности профессорско- преподавательского состава 5.Учебные ресурсы и обеспечение студентов 6.Информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию образовательной программы 7.Информирование общественности 41

42

43

тел. 8 (8362) факс 8(8362)