ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ Учитель химии МОУ «Лицей 4 г. Чебоксары»Лаптева Е.П.
…..все амбициозные цели и задачи, о которых сегодня идёт речь, могут быть достигнуты и иметь значение только при соблюдении двух обязательных условий… Второе обязательное условие – это здоровые люди, здоровые физически, интеллектуально и морально, духовно. Если мы действительно homo sapiens, то каждое новое поколение должно быть здоровее, должно избавляться от вредных привычек. ….высокая культура и образованность, неприятие пьянства, курения, наркомании – вот что должно отличать нас, жителей Чувашии, если мы действительно хотим быть успешными. Об этом мы не только много говорим, но и многое делаем, но данная тема и проблема каждый день, каждую минуту должны находиться в фокусе общественного внимания, поскольку, по существу, никаких других ресурсов у нас нет, а в современном мире именно человеческий ресурс – самый главный (из Послания Президента Чувашии Н.В. Федорова ГосСовету ЧР на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего»).
УРОВНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Экологическое просвещение – ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОБЛЕМЕ, ФОРИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ Экологическо е сознание – ФОРМИРОВАН ИЕ КАТЕГОРИАЛЬ НОГО АППАРАТА МЫШЛЕНИЯ Экологическа я культура – ОСОЗНАНИЕ ВЗАМОДЕЙСТ ВИЯ «ПРИРОДА- ЧЕЛОВЕК » КАК ЦЕННОСТИ Экологичес кое образовани е
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГ. РАЗМИНКА ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ МИНИ- ДОКЛАДЫ, РЕФЕРАТЫ ВИДЕОСЮЖЕТЫ И Т.Д. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УТИЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТОВ ХИМ.ЭКСПЕРИМЕНТА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТБ «РЕФЛЕКС ЭКОЛ.ЧИСТОТЫ» ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРА И Т.Д.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА - НАУКА ОБЩЕСТВО - ЧЕЛОВЕК ПРОИЗВОДСТ ВО - ОБЩЕСТВО НАУКА - ПРОИЗВОДС ТВО
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ И ЛИТЕРАТУРОЙ КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НПК ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ МЕЖРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
педагогические технологии: рефлексивная коммуникативная (дискуссионная) имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен- ческая) деятельностная Как же может быть организован образовательный процесс современного типа? исследовательская
Проблемно – поисковая (исследовательская) технология (методика) 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: как в содержании учебного предмета; так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию, б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы. 3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...") 4.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить?
4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение) Как оценить? в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 5. Признаки применения подхода в учебном процессе. Как отличить? Методы обучения проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие.
ОПЫТ, СФОРМИРОВАВШИЙСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОЛЛЕГАМИ ПУБЛИК АЦИИ РАБОТА В АССОЦИАЦ ИИ ПЕДАГОГИЧ ЕСКИХ РАБОТНИКО В Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧГПУ им. И.Я.Яковлева Ф-Т ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ДИЗАЙНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧАСТИЕ В НПК РАЗЛИЧНО ГО УРОВНЯ ПЕДАГОГ ИЧЕСКАЯ ПРАКТИК А ЧРИО ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ЭКСПРЕСС- СЕМИНАРЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ И Т.Д.
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «21 ВЕК» ГОРОДСКАЯ МЕТОДИСТ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ И МАСТЕР- КЛАССЫ ЧЛЕН КОМИССИИ НА АТТЕСТАЦИИ АВГУСТОВСКИЕ СОВЕЩАНИЯ РАБОТА В ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ КОНКУРСОВ ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ ЦМИРО НАСТАВНИК УЧИТЕЛЬХИМИИ СОШ 7 Сидорова в.и. СЕМИНАРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПАРТНЕР СОВМЕСТНАЯ РАБОТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПРЕДМЕТНЫЕ КОМИССИИ МАСТЕР-КЛАССЫ И ОТКРЫТЫЕ УРОКИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ
РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСЫ УЧАЩИХСЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ХИМИИ» ОЛИМПИАДЫ КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА САЙТЕ «ЗАВУЧ-ИНФО » КОНКУРСЫ ПЕДАГОГОВ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ» «СТО ДРУЗЕЙ» «УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» УЧАСТИЕ В ФОРУМАХ «ПЕДСОВЕТ.RU.» И ДР.
международ- ные проекты «Радужное дерево дружбы» и АFS (Интеркультура)
Сотрудничество с предприятиями города Чебоксары школа ПО им. В.И.ЧАПАЕВА ОАО «ХЛЕБЗАВОД 2» ОАО «ХЛЕБ»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ВЫЕЗДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВМЕСТНЫЕ ДНИ РОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПАТРУЛИРОВАНИЕ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ И ОРГАНАМИ) КЛАССНЫЕ ЧАСЫ; ОТКРЫТЫЕ УРОКИ; ДНИ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ