Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Янтиковская СОШ» Терентьева Людмила Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока «Сочинение в жанре эссе» Автор: Воронина Татьяна Дмитриевна, учительница МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской.
Advertisements

1 2 Формулировка проблем исходного текста. (1 балл) Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2) Отражение позиции автора исходного текста.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ В ЖАНРЕ- ЭССЕ. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в.
Эссе: понятие о жанре 1.История жанра. Новое о жанре 2. Самостоятельный поиск 3. Путеводитель по жанру 4. Анализ текста 5. Опыт создания эссе.
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева1 Занятие первое Осмысление жанра эссе Руководитель курса учитель русского языка и литературы высшей категории Меньшикова Е.В.
Эссе как жанр литературного произведения Лыкова Елена Марковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" взвешивание.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Эссе как литературный жанр Essay (фр.) – попытка, проба Exagium (лат.) – взвешивание Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции,
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
История возникновения эссеистики. Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист Монтеня Леонтель, который написал своё произведение о.
СОЧИНЕНИЕ - ЭССЕ. Эссе - прозаическое произведение Фр. Essai – попытка, проба Лат. Exagio – взвешиваю Небольшой объём Свободная композиция Индивидуальные.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм Цели: - продолжить обучение написанию сочинения критического жанра; - повторить особенности.
Сочинение- эссе по притче. Что такое эссе? Эссе – (от латинского слова – взвешивание, английского и французского – очерк, статья) – прозаическое сочинение.
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Эссе как жанр школьного сочинения Выполнила: ученица 7 «А» класса Шперлинг Е.А Руководитель: Манурова А.А.
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Транксрипт:

Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Янтиковская СОШ» Терентьева Людмила Михайловна

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.А. Эльяшевич

Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984). Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

История термина Родоначальник жанра эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1593). Писатель-гуманист, он в 1580 году издал свою книгу «Essais», название которой на русский язык перевели как «Опыты». Именно с издания его «Опытов» в словесной европейской культуре и бытует и существует этот жанр. Не случайно, что жанр эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, достоинство человека, личная ответственность. Наверное, вполне естественно, что у жанра эссе есть индивидуальный творец. Жанр эссе привлек многих писателей-мыслителей. В 1697 году Фрэнсис Бэкон создал свои «Essais», а затем к этому жанру обращались Джон Локк (английский философ), Джозеф Аддисон (английский поэт, ученый и философ), Генри Филдинг (английский писатель-романист). Они понимали эссе как опыт автора в разработке определенной проблемы.

Развитие жанра В XVIIIXIX веках эссе один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции Дидро и Вольтер, в Германии Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо).. Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд (XIX век); М. Бирбом, Г. К. Честертон (XX век). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж. П. Сартр, Н. Хикмет).

Эссе в русской литературе Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский. Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе.

Эссе К.Г.Паустовского «Радость творчества» Дело художника - рождать радость. (К.Паустовский)

План анализа. Автор назвал свое эссе "Радость творчества". Какими другими чувствами, переживаниями, сомнениями сопровождается труд писателя? Почему Паустовский именно слово "радость" выносит в заголовок работы? Обоснуйте свою точку зрения. Излюбленным приемом эссе является сравнение, сопоставление. Найдите примеры сопоставлений в тексте. В чем их смысл? Какие типы речи сочетаются в данном тексте? Можно ли, опираясь только на первую часть эссе, предположить, о чем пойдет речь дальше? Какие средства художественной выразительности, используемые автором, усиливают эстетическое впечатление глубины высказывания и делают стиль писателя незабываемым? Сделайте вывод о достоинствах жанра эссе.

Особенности жанра эссе - обращение к значительным проблемам; - субъективность, ярко выраженная позиция автора; - отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения; - композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы, словом плетет кружева или паутину повествования; - сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе: - афористичность, иногда парадоксальность речи; - использование полемически заостренных утверждений; - эмоциональность речи; - смешение разнородных пластов лексики; - использование художественных приемов; - стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

Попытайтесь создать фрагмент эссе о школе, напишите, что для вас школа – перемена, друзья, предмет, урок, познание, учитель. Помните, нужно найти аналогию, ассоциации. Главное – выразить свой взгляд на мир, удивить, заставить читателя думать. Задание

Вывод по уроку - Что характерно для жанра эссе? - В чем сложность этого жанра? - Почему он популярен в наше время?

Наша школа. (Эссе на конкурс «Лучшая школа России»). Справедливые учителя, мудрый директор, внимательные библиотекари, степенные 11-классники и шумные 5- классники… Интересные уроки и веселые перемены, волшебные звонки… Что это? Это сороковая! Что это за школа? С чего она начинается? С директора? Да! Кузнецова Ольга Петровна – замечательной души человек, вторая мама, строгий администратор. Словом, глава школы. А учителя? Мастера, профессионалы, магистры – Мишенева С.А., Федулова Н.А., Левичева Л.Н., Серова Н.А. Творцы, увлекающие учеников энергией и глубокими знаниями предмета в удивительное путешествие, познание мира и самого себя, - Ванюшова Л.Н., Рулева Г.П., Малючков О.В., Павленко С.Г. Молодые, умные, вдохновленные, а потому обожаемые выпускниками, - Березина Ю.Б., Чебарицына Е.Н., Сошникова О.А. Все в 40-ой знающие, талантливые, строгие, любящие и … безусловно, любимые. Любимые учениками! И теми, кто уже окончил школу, и теми, кто учится.

Ученики… Самые разные: озорные и непослушные, добросовестные и ответственные, легкомысленные и серьезные. Они занимают призовые места в конкурсах и побеждают в городских и областных олимпиадах. Это Пикельник Ольга, Спирина Алена, Смирнова Анна, Троегубов Илья, Агапов Максим, Махов Александр. Они достойно подтверждают свои знания при сдаче государственных экзаменов, определяя место школы в десятке лучших школ города, набирая максимальное количество баллов: 100 из 100 – Комаров Алексей, 99 из 100 – Губичев Андрей. Они, наши выпускники. успешно поступают в вузы, работают на предприятиях. 40-ая сильна традициями: ритуал посвящения в 10-классники, День Лицея, новогодний бал-маскарад, День памяти Руслана Тряничева, погибшего на затонувшем подводном ракетном крейсере «Курск». И в радости и в горе мы вместе. В 40-ой каждый найдет себе дело по душе. Это дом, где живут добрые и умные люди. Много ли школе лет? По достигнутому - уже 12, по планам - еще только 12!