П РЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ « ШКОЛА - ПРОФУЧРЕЖДЕНИЕ » КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
К ОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Принята в 2002 году в рамках модернизации российского образования Актуальна ли данная проблема в настоящее время? Какая необходимость в проведении методического семинара с заявленной тематикой? Попытаемся ответить на эти вопросы опираясь на главный документ учителя - стандарт
С ТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Состав учебных предметов определялся на основе следующих принципов. 1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации содержания образования В условиях рыночной экономики человеку приходится не только часто менять место работы, но и сами профессии, поэтому базовое образование должно быть таким, чтобы выпускник смог осваивать новые профессии в будущем
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. Принцип оптимизации и минимизации содержания Федеральный компонент будет включать тот перечень минимально необходимых предметов, которые в достаточной степени обеспечат формирование общей культуры, функциональной грамотности, способности к самоопределению и жизни в современном обществе, в то время как вариативной части позволит определить содержание образования с учетом специфики региона.
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3. Принцип сбалансированности содержания образования Цели и задачи общего образования - гармоничное развитие личности. В стандартах первого поколения принцип сбалансированности был нарушен. На изучение предметов естественно-математического цикла отводится 51 час в неделю, а гуманитарного цикла 61 час в неделю.
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В естественно-математическом цикле почти половина учебных часов отводится на математику (25 часов), а на остальные предметы (природоведение, география, биология, физика, химия, информатика и ИКТ) 26 часов В гуманитарном цикле 47 часов в неделю тратится на изучение русского и иностранного языков и литературы и 14 часов на изучение истории и обществознания.
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4. Принцип интеграции содержания образования. Данный принцип предусматривает возможность включения в БУП интегрированных учебных курсов. Так, в учебном плане для основной школы предусмотрено изучение интегрированного курса природоведения в 5 классе. (При грамотном, профессиональном подходе в преподавании этого курса учителями химии этот курс можно рассматривать как пропедевтический курс, в ходе изучения которого можно формировать первые достижения обучающихся в самоопределении личности)
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5. Принцип соответствия объема содержания образования предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке учащихся Базисный учебный план каждой ступени общего образования состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Инвариантная часть обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств. Часы инвариантной части используются на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
О СНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Изучение учебного предмета «Химия» призвано обеспечить: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира; развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения, в быту и трудовой деятельности; выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности; формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
О СНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В VIIIX классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.
Б АЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ О СНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Четыре варианта базисного учебного плана В каждом из них указывается 5 часов на изучение химии в основной школе: VIII класс – 3 часа IX класс – 2 часа
О БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. В центре государственной образовательной политики развитие образования через поворот к личности обучаемых (развитие личности смысл и цель современного образования)
О БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
О БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся. Личностная успешность полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
О БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Социальная успешность органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества. Профессиональная успешность развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии.
Какие условия созданы в образовательных учреждениях Саратовской области для реализации профориентационной работы? Пропедевтическое преподавание химии Предпрофильная подготовка Профильное обучение Региональные и муниципальные элективные курсы Необходимые УМК Система работы с учреждениями начального, среднего и высшего образования
УМК для образовательных учреждений среднего профессионального образования
Химия для учреждений начального и среднего профессионального образования
Химия для образовательных учреждений высшего профессионального образования
Вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале семинара Актуальна ли данная проблема в настоящее время? Какая необходимость в проведении методического семинара с заявленной тематикой?