Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности
Критерии выделения видов одаренности 1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики 2. Степень сформированности одаренности 3. Форма проявлений одаренности 4. Широта проявлений в различных видах деятельности 5. Особенности возрастного развития 1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики 2. Степень сформированности одаренности 3. Форма проявлений одаренности 4. Широта проявлений в различных видах деятельности 5. Особенности возрастного развития
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики По данному критерию выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и, соответственно, степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). По данному критерию выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и, соответственно, степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
Степень сформированности одаренности актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Формы проявления одаренности явная одаренность - обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. явная одаренность - обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. скрытая одаренность - проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. скрытая одаренность - проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.
Широта проявлений в различных видах деятельности общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция. общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция. специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Особенности возрастного развития ранняя одаренность ранняя одаренность поздняя одаренность поздняя одаренность Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д. Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.
Направления работы с одаренными детьми Работа с кадрами Работа с кадрами Организация психолого-педагогического сопровождения Организация психолого-педагогического сопровождения Своевременное выявление детей, имеющих предпосылки одаренности Своевременное выявление детей, имеющих предпосылки одаренности Система развивающей работы с детьми Система развивающей работы с детьми Организация предметно-развивающей среды Организация предметно-развивающей среды Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями
Создание условий для развития способностей у дошкольников: Наличие высококвалифицированных кадров Наличие высококвалифицированных кадров Наличие предметно – пространственной среды Наличие предметно – пространственной среды Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку Наличие системы Наличие системы
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами: Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, музыкальных руководителей, педагога – психолога и родителей. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, музыкальных руководителей, педагога – психолога и родителей. Учет синзитивности дошкольного детства. Учет синзитивности дошкольного детства. Индивидуальный подход Индивидуальный подход Своевременное начало Своевременное начало Возможность выбора Возможность выбора Комплексный подход Комплексный подход Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
В нашем детском саду имеются творческие кружки по интересам: «Колокольчик», «Ритмика», «Волшебный клубочек», «Веселушки», «Мозаика из семян», «Мягкая игрушка» и другие. В нашем детском саду имеются творческие кружки по интересам: «Колокольчик», «Ритмика», «Волшебный клубочек», «Веселушки», «Мозаика из семян», «Мягкая игрушка» и другие. Но не каждый кружок является мастерской для одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, участие в конкурсах - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника. Но не каждый кружок является мастерской для одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, участие в конкурсах - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника. Результатом этой работы являются достижения наших воспитанников и дальнейшее развитие их творческих способностей в учреждениях дополнительного образования ЗАТО Светлый. Результатом этой работы являются достижения наших воспитанников и дальнейшее развитие их творческих способностей в учреждениях дополнительного образования ЗАТО Светлый.
Достижения наших детей
Лебедева Алина и Пчелинцева Ангелина продолжают свое обучение в Детской школе искусств ЗАТО Светлый
Шпунтов Денис В 2010 – 2011 учебном году - учащийся Детской школы искусств городского округа ЗАТО Светлый.
Михайлина Алина
Виноградова Кристина