О бобщение педагогического о пыта учителя н ачальных к лассов МБОУ С ОШ 12 г. о. Самара Зуевой И рины М ихайловны
«… Школа начальная В сердце, ты, навсегда. Класс, где всегда светло и ясно, Класс, где всегда весна.»
Добивается высоких результатов учащихся в формировании коммуникативных навыков. Широко использует на уроке систему заданий, направленных на формирование навыков самостоятельности. Осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Успешно формирует логическое мышление, самостоятельные навыки и умения учащихся. Каждый урок педагога отличается целесообразностью. Зуева Ирина Михайловна
Визитная карточка Ф.И.О. Зуева Ирина Михайловна Дата рождения 08 марта 1966 года Образование, наименование учебного заведения, год окончания высшее, Туркменский государственный педагогический институт имени В. И Ленина, г Чарджоу, факультет педагогики и методики начального обучения, учитель начальных классов, 1992 год. Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 2 Ленинского района г.о. Самара Общий стаж работы 26 лет Стаж педагогической работы 26 лет Стаж работы в должности (в данном учреждении) 10 лет Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения) высшая, 25 декабря 2010 г. Наличие ученой степени не имею Награды, звания Грамоты начальника отдела образования администрации Самарского района, 2003г, 2004г; Грамота Главы администрации Самарского района,2005г; Благодарственное письмо Председателя Думы городского округа Самара, 2008г; Грамота Заместителя Главы городского округа – главы администрации Самарского района, 2009г; Благодарственное письмо Заместителя Главы городского округа Самара, 2009г;
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить - становление личности младшего школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного метода обучения».
Ведущая ключевая идея. Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования. Концепция деятельности
Проблема опыта. В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Концепция деятельности
Цель опыта. - определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе ; - через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника. Основные задачи. - раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу ; - показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе ; - разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.
Обратимся к истории. Около 70 лет назад Л. С. Выготский в работе " Педагогическая психология " проанализировал и выделил три научные школы, которые по - разному решали вопрос о соотношении обучения и развития. Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже. Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития". Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.
Представителем второй научной школы является В.Джемс. Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает. Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился. Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.
Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие два независимых но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития". Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
Учителям, работающим в рамках Образовательной системы « Школа 2100», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога. Проблемный диалог – технология Образовательной системы « Школа 2100».
- преемственности между различными ступенями образования ; - сделать учебный процесс единым и непрерывным ; - наиболее полно отражающим идею : « Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому ».
более качественное усвоение знаний мощное развитие интеллекта, творческих способностей воспитание активной личности.
3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать ? а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию; б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
содержит ТРИ главных компонента: б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока а ) потребность учащегося в новом знании или способе действия (" хочу узнать..., научиться...") в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы
В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в четыре группы: В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в четыре группы: Уроки контроля Уроки-тренинги Уроки рефлексии Уроки открытия новых знаний Уроки открытия новых знаний