Электронная торговля в России: география покупателей и доставки Борис Овчинников Data Insight аналитическое агентство «Логистика для интернет-магазинов»,
Объем розничной электронной торговли в 2011 г. составит около 310 млрд. рублей Рост в 2011 – +29%, прогноз на 2012 – +22%
E-commerce дальнего плавания? Только около 1/4 оборота - 70 млрд. руб. - приходится на покупки с доставкой в другой регион
… однако «удаленные» покупки будут расти – вывод очевидный, если посмотреть на географию аудитории
География онлайн-покупателей Почти 2/3 онлайн-покупателей – в регионах
География онлайн-покупателей 2 столицы и еще 30 центров e-commerce (диаметр круга пропорционален объему онлайн-продаж)
Две столицы, города-миллионники, топ-30 городов – это лишь часть российского рынка e-commerce География онлайн-покупателей
Точки присутствия и охват рынка Даже сеть из 100 городов позволит охватить лишь около 3/4 онлайн-покупателей
Со временем география e-commerce будет становиться все более похожей на географию Интернета в целом
География интернет-аудитории За пределами крупных и средних городов уже сейчас проживает почти ½ интернет-пользователей Оценки Data Insight по данным ФОМ и TNS Малые города и село обеспечивают ¾ роста интернет-аудитории
Новые онлайн-покупатели Рост количества онлайн-покупателей на 3/4 обеспечивается регионами
E-commerce в малых городах Источник: ФОМ. Рынок интернет- торговли. Сентябрь Регионализация e-commerce = сдвиг продаж в сторону одежды, косметики, а также книг и ПО в % от интернет-пользователей
В столицах количество онлайн-покупателей растет на 25% за год … а в регионах – на 40%
Рост посещаемости ecommerce-сайтов Данные LiveInternet по категории "Товары и услуги"
Рост количества поисковых запросов Данные Яндекс.Директ
Лидеры роста Среди макрорегионов быстрее всех растет Юг – рост аудитории интернет-магазинов на 80%, рост количества «ecommerce-запросов» на 75% На втором месте Дальний Восток, на третьем – Урал. Медленнее всех растет Северо-Запад Среди отдельных регионов лидеры по темпам роста – Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский края (рост % за год)
Интернет-магазины регионализируются медленнее своей аудитории
География доставки Данные по ~140 крупным интернет-магазинам из различных товарных категорий
Особенности товарных категорий Электроника. Почти у 1/3 магазинов – развернутые сети доставки (15 городов и более) Одежда. Почти все доставляют товары Почтой России и/или EMS, собственная доставка почти всегда ограничена Москвой Детские товары. Большинство (2/3) использует экспресс- доставку Продукты питания. Продажи ограничиваются одним городом
Города доставки Крупные города к востоку от Новосибирска охвачены не более чем 6% крупных магазинов каждый
Основные тренды - покупатели Рост количества онлайн-покупателей в основном за счет регионов Этот рост будет смещаться в сторону малых городов и села Аудитория e-commerce разбросана по стране – и эта «децентрализация» будет нарастать Доля онлайн-покупок с доставкой из другого региона (другой страны) будет увеличиваться Исходя из географии и демографии роста рынка e-commerce, наиболее перспективные сегменты – одежда и косметика
Основные тренды - магазины Даже среди лидеров рынка не все еще начали «регионализироваться» вслед за аудиторией Большинство игроков делает ставку на «чужую» общероссийскую доставку, а не на охват отдельных городов собственной доставкой География сетей собственной доставки зависит и от размеров локальных рынков, и от удаленности региона от Москвы
Первое в России агентство, специализирующееся на исследованиях и аналитике в области Интернета Основное направление: исследования рынков электронной торговли в России и мире Агентство основано в 2010 году Федором Вириным и Борисом Овчинниковым Что такое Data Insight?
Где все это можно узнать: Борис Федор