Система подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию
«Эссе (франц. essai –опыт, набросок), жанр философской, литературно- критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра Мишель Монтень; в русской литературе образцы y Ф.M. Достоевского, B.B. Розанова, Вячеслава Иванова)». Большой энциклопедический словарь. «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, a в свободной форме» Толковый словарь иностранных слов «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуaльные впечатления и соображения, так или иначе c нею связанные» Краткая литературная энциклопедия
Во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе: 1. Наличие конкретной темы или вопроса. 2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. 3. Небольшой объем. 4. Свободная композиция. 5. Непринужденность повествования. 6. Парадоксальность. 7. Внутреннее смысловое единство. 8. Открытость.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ 3нает основные обществоведческие термины, распознает их в различном, контексте и правильно использует в письменной речи Умеет сравнивать социaльные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта c родственными Способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им признаки Объясняет социaльные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, таки внешние Приводит собственные примеры, поясняет, аргумент- тировано раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах
Требования, предъявляемые к эссе: 1.развёрнутый, но достаточно компактный (предлагается специальный бланк 2, формата А4); 2.составленный с опорой на понятия обществоведческого курса; 3.опирающийся на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт; 4.представляющий свою позицию по данному вопросу; 5.аргументированный. Указания к оцениванию (из материалов для экспертов): представление собственной точки зрения; раскрытие проблемы на теоретическом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ КРИТЕРИИ К ОЦЕНИВАНИЮ
Выбор темы: Философия > (Л.Берне) Социальная психология > (К.К.Платонов) Экономика > (А.Моруа) Социология > (М.Вебер) Политология > (Б.Н.Чичерин) Правоведение > (К.Гельвеций )
1.Имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой это тема относится; 2.Ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор); 3.Может (согласиться полностью или частично, попытаться выразить свое отношение к нему опровергнуть его ); 4.Владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые стоит употребить должны относится непосредственно к теме эссе); 5.Сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции. Выбор темы - ответственная задача. Выбирая проблему, ученик должен быть уверен, что он:
Вступление Основная частьЗаключение Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Таким образом,… Выбор данной темы продиктован следующими соображениями,… Рассмотрим несколько подходов… Например,… Подведём общий итог рассуждению… Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак,… Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… Для полемического эссе: С одной стороны,… С другой стороны,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания… ………
П – положение (утверждение ) – я считаю, что …; О – объяснение – потому что …; П – пример, иллюстрация – например, …; С – суждение (итоговое) – таким образом …
Виды эссе - самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме; - 30-минутная контрольная работа по изученному материалу; - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала; - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока.