Цель создания мини-музея как неотъемлемой части развивающей среды ДОУ. В ДОУ создаются условия для проявления активности детей Реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир ( « музей – лаборатория», « музей – театр», « музей – игровое пространство»).
Задачи музейной педагогики Мини -музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства Решается проблема социализации подрастающего поколения, Музей является частью образовательного процесса. Сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка.
Особенность этих элементов развивающей среды Участие в их создании детей и родителей. Дошкольники участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими работами. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей
Средства музейной педагогики Художественные это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края Социально – средовые включают в себя семейную среду ( обычаи, традиции, коллекции домашнего музея);среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка. Деятельностные представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает: Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада; Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов; Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения ( например, путешествие в прошлое предмета).
Размещение мини-музея В нашем детском саду есть просторное помещение - холл на третьем этаже, в котором и располагаются экспозиции мини- музея Часть экспозиций – образовательная среда групповых помещений
Тематика экспозиций мини- музея Экспозиция «В гостях у сказки» Содержание и экспонаты. В центре композиции находятся экспонаты герои сказок, а так же вещи из разных сказок, волшебные вещи – скатерть – самобранка, ковер-самолет, сапоги- скороходы, тарелочка с яблочком, шапка-невидимка, волшебная палочка, горшочек каши, тыква и т.д. Роль хранительницы кукла – Золушка, Старуха у разбитого корыта, старик у моря с золотой рыбкой. Экспонаты располагаются на столе, полочках, прикрепляются к стенам. Цель создания: Знакомство детей с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии. Темы экскурсии: Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный», «Путешествие по сказкам», «Оле-Лукойе».
Экспозиция «Книга и её история» Содержание и экспонаты. Основная идея показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести, словари, энциклопедии. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания. Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота. Темы экскурсий: «Старинные книги», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», и другие.
Экспозиция «Куклы» Цель: Познакомить детей с историей страны на примере кукол, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами). Задачи: - Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме. - Развивать познавательную активность детей. Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные виды народных кукол. Здесь же расположены различные коробочки с лоскутками, бумагой и другими материалами, из которых можно сделать куклу, спеленать её и т.п.
Экспозиция «Солнышко» Цель создания: Познакомить детей со значением Солнца как источника света и тепла в жизни человека, растений и животных. Закрепить знание детей частей времени суток
Традиция отмечать праздник Новый Год существует в каждой стране. И куда бы вы не отправились, везде вы можете отлично встретить новый год, причем сделать это самыми разными традициями. Сегодня в нашей праздничной экспозиции материал- сюрприз для вас - названия Дедов Морозов в самых разных странах. Чтобы в вашем путешесвтии, вы могли не только праздновать, но и знать, с кем встречаете Новый год В экспозицию входят фотографии и рассказы о Дедах Морозах многих стран, рисунки детей, фигурки Дед Мороза сделанные руками родителей. Экспозиция «Деды Морозы разных стран»
Таким образом, работа нашего музея в настоящее время фактически идет по следующим направлениям: Музей – детский сад (изучение на базе музея тем и разделов, указанных в образовательном стандарте, знакомство с музейной культурой); Музей – педагог МДОУ (создание дополнительных условий для повышения квалификации воспитателей МДОУ); Музей – родитель (создание дополнительных условий для активизации взаимодействия МДОУ и семьи); Музей – музейные уголки (совместная работа над реализацией проектов и программ).