Проблема исследования. поиск путей повышения эффективности обучения чтению дошкольников с ОНР в системе логопедической работы. Цель исследования : Теоретическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
Advertisements

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выполнена: Дорошовой Еленой Викторовной.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
Дифференциация звуков С - Ш. Автор проекта: Голубева Елена Геннадьевна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» общеразвивающего вида» п. Советский.
«Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений». Реуцкая Елена Борисовна МОУ СОШ с. Верхнемарково Усть – Кутский район.
Психолого- логопедическое сопровождение Никитина В. Л. – педагог-психолог Васильева А. К. – учитель-логопед КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Развитие пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий пространственного значения на логопедических занятиях Учитель-логопед Котова.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Развитие фонематического восприятия у учащихся первых классов в условиях логопункта общеобразовательной школы.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Транксрипт:

Проблема исследования. поиск путей повышения эффективности обучения чтению дошкольников с ОНР в системе логопедической работы. Цель исследования : Теоретическое обоснование, проектирование и внедрение методического, дидактического и концептуального обеспечения процесса обучения чтению детей с ОНР на полисенсорной основе с одновременным развитием и коррекцией базисных для чтения психических функций.

Задачи исследования : 1) проанализировать научно - теоретические основы обучения чтению дошкольников ; 2) определить специфику работы по обучению чтению дошкольников с нарушениями развития в системе коррекционного воздействия ; 3) выявить степень сформированности компонентов функционального базиса чтения у дошкольников с ОНР в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками ; 4) разработать, апробировать и реализовать методику обучения чтению дошкольников с ОНР на основе интеграции и модификации различных методов, приемов и средств обучения с включением полисенсорного компонента и упреждающего развития базисных для чтения психических функций ; 5) оценить эффективность предложенной методики с точки зрения успешности формирования навыков чтения у дошкольников с ОНР, а также степени влияния проведенного обучения на развитие речи и других психических функций в системе логопедического воздействия.

Объект исследования : Процесс обучения чтению дошкольников с ОНР. Предмет исследования. Формирование навыка чтения у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы. Научная и теоретическая новизна исследования : 1. Дополнены теоретические представления о своеобразии процесса обучения чтению детей с ОНР. 2. Выявлены и проанализированы специфические особенности процессов внимания, зрительного восприятия, памяти и речевой функции у детей с ОНР, степени их сформированности, необходимых для эффективного обучения чтению. 3. Научно обоснована необходимость обучения детей с ОНР чтению с использованием комбинаторной методики, что обусловлено преобладанием у них спонатнной тенденции к симультанному способу восприятия графических образов слов над дискретной фонемно - графической. 4. Разработан и реализован комбинаторный подход к обучению чтению детей с ОНР, включающий работу по развитию внимания, зрительного восприятия, слухоречевой памяти и речи и использующий принцип полисенсорности как компенсаторный фонд. 5. Предложены новые формы работы, которые обеспечивают реализацию важного принципа обучения - здоровье - и энергосбережения, как со стороны ребенка, так и учителя ( минимум энергетических затрат педагога : организация занятий, подготовка дидактического материала и т. д.);

Гипотеза : У детей с ОНР отмечаются вариативно выра - женные особенности функционального базиса чтения, включающего речевые и неречевые ком - поненты. Эффективность обучения чтению до - школьников с ОНР повысится при условии целе - направленной работы по формированию базис - ных для чтения функций, использовании поли - сенсорной основы в обучении, а также интегра - ции различных методов, приемов и средств обучения.

Положения на защиту : 1. Особенности формирования навыка чтения у дошколь - ников с ОНР обусловлены недостаточной сформиро - ванностью функционального базиса, в частности про - цессов внимания, зрительного восприятия, памяти, речи. 2. Использование полисенсорной основы при формиро - вании навыка чтения и упреждающее развитие базисных для чтения функций позволяет реализовать компенса - торный подход к обучению, а также усиливает коррек - ционное воздействие на развитие устной речи детей. 3. Интеграция и модификация складового, глобального и фонемно - графического методов обучения чтению, опреде - ление содержания, средств и организационных форм в соответствии с задачами логопедической работы эффек - тивно формируют навык чтения у дошкольников с ОНР.

Цель экспериментального исследования : Сопоставительное изучение основных базисных функций чте - ния : устной речи ( словарный запас, фонетико - фонематическая и звукослоговая сторона ), внимания, слухоречевой памяти, зри - тельного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальной речью. Задачи экспериментального исследования : 1. Оценить уровень сформированности компонентов речевой системы. 2. Подобрать и модифицировать логопедические и психологи - ческие тесты и провести сравнительный анализ результатов обследования речи, внимания, памяти и зрительного восприя - тия у детей с ОНР и в норме. 3. Изучить особенности использования различных методов обу - чения чтению детей с ОНР в логопедической практике путем анкетирования и интервьюирования логопедов ДОУ.

a b a b a b a b a b a b

Цель формирующего эксперимента : обучение чтению 5- летних детей с ОНР III уровня в сочетании с упреждающим развитием основных базисных функций : экспрессивной речи, памяти, внимания, зри - тельного восприятия. Задачи формирующего эксперимента : 1. Разработать основные положения, определяющие возможность использования комплексного подхода с полисенсорным компонен - том к обучению чтению детей с ОНР. 2. Разработать и апробировать пошаговое планирование занятий для логопеда. 3. Разработать, систематизировать и апробировать игры и упражнения, позволяющие корригировать в той или иной степени речевой дефект, недоразвитие внимания, зрительного восприятия, памяти. 4. Структурировать специально подобранные игры и задания по уровням речевых единиц : работа на уровне склада, слова и на уровне предложения. 5. Обеспечить профилактику возникновения дислексий путем введения целенаправленной работы по развитию экспрессивной речи, внима - ния, зрительного восприятия, слухоречевой памяти.

Полисенсорная комбинаторная методика обучения Принципы обучения Принципы обучения Методы и приёмы обучения Методы и приёмы обучения Средства обучения Средства обучения Содержание обучения Содержание обучения Организация обучения Организация обучения 1. Природосообразность обучения; 2. Личностно-ориентиро- ванное обучение; 3. Энергосберегающее обучение; 4. Деятельное обучение; 5. Системность и целостность; 6. Здоровьесбережение; 7. Доступность; 8. Коррекционная направленность; 9. Активность; 10. Самостоятельность 1. Природосообразность обучения; 2. Личностно-ориентиро- ванное обучение; 3. Энергосберегающее обучение; 4. Деятельное обучение; 5. Системность и целостность; 6. Здоровьесбережение; 7. Доступность; 8. Коррекционная направленность; 9. Активность; 10. Самостоятельность 1. Складовой Приёмы: прокручивание кубика около рта логопеда при одновременном пропевании складов с фиксацией взгляда детей; утрированное пропевание и чтение складов, логоритмические упражнения; акцентирование внимания детей на чётком прочтении складов; исключение из пропевания складов с нарушенными звуками; применение музыкальных фрагментов на занятиях. 2. Глобальное чтение Приём: работа со складовыми картинками, форми-рующими функцию погнози-рования 3. Фонемно-графический. Приёмы: Монтесорри- педагогики, позволяющий квантовать трудности чтения и обрабатывать их по отдельности; работа с текстом, включающая способ самопроверки; 1. Складовой Приёмы: прокручивание кубика около рта логопеда при одновременном пропевании складов с фиксацией взгляда детей; утрированное пропевание и чтение складов, логоритмические упражнения; акцентирование внимания детей на чётком прочтении складов; исключение из пропевания складов с нарушенными звуками; применение музыкальных фрагментов на занятиях. 2. Глобальное чтение Приём: работа со складовыми картинками, форми-рующими функцию погнози-рования 3. Фонемно-графический. Приёмы: Монтесорри- педагогики, позволяющий квантовать трудности чтения и обрабатывать их по отдельности; работа с текстом, включающая способ самопроверки; 1. Настольный материал (кубики; складовые картинки, Логопедические игры, карточки для чтения из модифицированного Монтесорри-материала, настольные таблицы); 2. Методические пособия (книга Учимся читать с удовольствием, DVD Учимся читать и писать); 3. Демонстрационный материал (таблицы с упрощённым информа- ционным полем; картинки-ассоциации, указка-маркер); 4. Пособия для родителей (Домашняя тетрадь, Складовые наклейки). 1. Настольный материал (кубики; складовые картинки, Логопедические игры, карточки для чтения из модифицированного Монтесорри-материала, настольные таблицы); 2. Методические пособия (книга Учимся читать с удовольствием, DVD Учимся читать и писать); 3. Демонстрационный материал (таблицы с упрощённым информа- ционным полем; картинки-ассоциации, указка-маркер); 4. Пособия для родителей (Домашняя тетрадь, Складовые наклейки). 1. Подготовительный этап обучения Цель: привлечение внимания к дидактическому материалу, развитие навыка правильного манипулирования кубиками. 2. Основной этап обучения. Цель: формирование первоначальных навыков чтения, основ языкового анализа. 3. Итоговый этап обучения. Цель: совершенствование навыка чтения (слова разной сложности и предложения). 4. Продвинутый уровень обучения. Цель обучение чтению текстов с пониманием прочитанного и элементарным анализом (работа с ключевыми словами, поломанный текст и т.д.) 1. Подготовительный этап обучения Цель: привлечение внимания к дидактическому материалу, развитие навыка правильного манипулирования кубиками. 2. Основной этап обучения. Цель: формирование первоначальных навыков чтения, основ языкового анализа. 3. Итоговый этап обучения. Цель: совершенствование навыка чтения (слова разной сложности и предложения). 4. Продвинутый уровень обучения. Цель обучение чтению текстов с пониманием прочитанного и элементарным анализом (работа с ключевыми словами, поломанный текст и т.д.) - не более 5 чел. на занятии; - время занятия (25-30 мин); - периодичность занятий - 2 раза в неделю при наличии домашних заданий - задания для воспитателя в вечернее время - не более 5 чел. на занятии; - время занятия (25-30 мин); - периодичность занятий - 2 раза в неделю при наличии домашних заданий - задания для воспитателя в вечернее время Цель : коррекционное обучение чтению детей с ОНР системе логопедической работы. Ожидаемый результат - повышение уровня чтения.

Результаты экспериментального обучения a b a b a b

Результаты тестов экспериментального обучения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !