Подростковая субкультура и ее влияние на личность
Что такое субкультура? Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Фэндом и возникновение молодежных субкультур Фэндом (англ. fandom фанатство) сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты.
Контркультура Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер.
Особенности субкультуры Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей.
Социальная направленность Просоциальные (социально-положительные). цель – приносить пользу обществу (защитники природы-экологисты, диггеры); Асоциальные – в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры); Антисоциальные (социально-отрицательные) имеют агрессивный характер.
Основные виды субкультур Хиппи Панки Гламур Готы Эмо Хип-хоп Рэгги и растафарай Рэйверы Интернет-субкультуры Скинхэды Славянские субкультуры Рокеры Нью-эйдж Аниме Натуризм Толкиенисты
Составляющие, обуславливающие субкультуру По мнению ученых, природа подростковых и молодежных субкультур складывается из трех составляющих: 1) биология возраста – морфофункциональные особенности («гормональный шторм»); 2) психология возраста – прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен «нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к референтной группе, новый уровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире; 3) социология – процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности.
Актуальные возрастные потребности 1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. 2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. 3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. 4) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы.
Актуальные возрастные потребности 5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. 6) Потребность в смысле. 7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. 8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе.
Негативные последствия 1) Дезадаптация, прострация 2) Аутодеструкция 3) Деструкция микросоциума 4) Асоциальность 5) Антисоциальность 6) Контрсоциальное поведение и влияние
Саморазрушительное поведение Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидальное поведение); пищевая зависимость (бульмия и анорексия); аддитивное поведение (злоупотребление психоактивными веществами – алкоголизм, наркомания, токсикомания, игровая и эмоциональная зависимости); фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно- религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением); аутическое поведение; виктимное поведение (стереотипное поведение жертвы); деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.)
Диаспоры, как субкультура
Что в наших силах? 1) Пропедевтика субкультуры для подростков 2) Мониторинг подростков «группы риска» 3) Посредничество «семья – подросток» 4) Помощь в ресоциализации и адаптации
Спасибо за внимание 24 марта 2011 год