Презентация Декабрь 2002 года О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОЛУЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА ОАО «СИБИРЬТЕЛЕКОМ» (КОМПАНИЯ)
ПРОГРАММА ПОЛУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА КОМПАНИЕЙ (ПРОГРАММА) Начало Программы Цели и задачи Программы Информация о рейтинговом агентстве Методология корпоративного рейтинга Характеристика рейтинговой шкалы
НАЧАЛО ПРОГРАММЫ Дата начала – 28 апреля 2001 г. (заседание Совета директоров - СД Компании) – О целесообразности реализации мероприятий по получению международного кредитного рейтинга АО Электросвязь Связь с другими программами – план мероприятий по повышению ликвидности и рыночной стоимости акций (СД, 19 января 2001 г.), план-график мероприятий по связям с инвесторами (Генеральный директор, приказ 16 марта 2001 г.)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основные цели – формирование положительного имиджа у инвестиционного сообщества, повышение прозрачности Компании повышение рыночной стоимости акций и снижение рисков проводимых сделок рост возможностей по привлечению дополнительных источников финансирования (в т.ч. международных) Задачи -Проведение тендера среди международных рейтинговых агентств (2 – S&P, Fitch) Сравнительный анализ масштаба и качества услуг Сравнительный анализ финансовых предложений -Подготовка и подписание контракта -Подготовка и предоставление материалов в соответствии с запросом -Организация встречи специалистов агентства с руководством Компании -Подготовка и предоставление дополнительных материалов по результатам визита -Получение предварительного отчета и подготовка комментариев Компании -Присвоение рейтинга и опубликование окончательного отчета
ИНФОРМАЦИЯ О РЕЙТИНГОВОМ АГЕНТСТВЕ Присвоением и поддержкой международных кредитных рейтингов занимаются специализированные рейтинговые агентства: Moodys Investors Service (Мудис Инвесторс Сервис), Standard & Poors Corporation (Стандард энд Пурс Корпорейшн) и Fitch Ratings (Фитч Рейтингз - Фитч). Рейтинговое агентство Фитч было образовано в результате слияния в 1997 году американской фирмы Fitch Investors Service и английского агентства International Bank Credit Analysis (IBCA). Отделения и филиалы Фитч расположены в 27 крупнейших городах мира, оценивая кредитоспособность более 110 суверенных и субнациональных организаций, 1300 муниципальных образований. В 2000 году было присвоено 162 корпоративных рейтинга европейским эмитентам, в том числе 18 в телекоммуникационном секторе. 20 рейтингов присвоено российским эмитентам, в том числе ОАО Уралсвязьинформ.
МЕТОДОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНОГО РЕЙТИНГА Общие замечания Методы анализа
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ Рейтинги представляют собой оценку способности эмитента обслуживать долговые обязательства в течение определенного периода времени и предусматривают возможность сравнения в рамках групп отраслей и стран. Поскольку кратко- и долгосрочные рейтинги базируются на фундаментальных кредитных характеристиках компаний, между рейтингами существует определенная корреляция. Корпоративные рейтинги Фитч формируются на основе методов качественного и количественного анализа для оценки деловых и финансовых рисков эмитентов, выпускающих инструменты с фиксированной доходностью. Ключевым рейтинговым фактором является финансовая надежность, которая зависит, в значительной степени, от способности компании генерировать денежные потоки от своей деятельности.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА Количественный анализ Качественный анализ -Отраслевой риск -Внешние факторы -Рыночная позиция -Менеджмент -Учетная политика -Количественные факторы -Показатели деятельности
ОТРАСЛЕВОЙ РИСК Фитч определяет рейтинг компании, исходя из основных характеристик той отрасли, к которой она принадлежит. Основные тенденции развития отраслей учитываются в той мере, как они могут повлиять на результаты будущей деятельности. Присущие отрасли уровни риска и/или цикличности формируют абсолютный предел (потолок) для рейтинга внутри отрасли.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ Фитч исследует риски и возможности, возникающие во внешней среде компании, связанные с изменениями социальных, демографических, регуляторных и технологических факторов. Агентство учитывает эффекты географической диверсификации и тенденции, связанные с отраслевой экспансией или необходимостью консолидации для поддержания конкурентной позиции.
РЫНОЧНАЯ ПОЗИЦИЯ Учитываемые факторы: продуктовая диверсификация; географический охват продаж; диверсификация основных потребителей и поставщиков, а также относительного уровня издержек; размер компании, в том случае, если он реализуется в росте эффективности деятельности и усилении конкурентной позиции.
МЕНЕДЖМЕНТ Оценка менеджмента базируется на корпоративной стратегии, степени риска, финансовой политике. Корпоративная стратегия менеджмента оценивается таким образом, чтобы определить, присущ ли менеджменту агрессивный стиль, нацеленный на быстрый рост (максимизацию) текущих доходов, не учитывая его влияние на будущие результаты, либо консервативный стиль, целью которого является оптимизация денежных потоков в долгосрочном аспекте. Фитч оценивает результаты деятельности менеджмента с учетом следующих критериев: способности сформировать здоровое соотношение источников финансирования, поддерживать эффективность операционной деятельности и улучшать (усиливать) рыночную позицию.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА Учетная политика изучается на предмет того, насколько точно она отражает финансовые результаты компании. Изучаются принципы консолидации, политика оценки, методы учета стоимости оборудования, методы амортизации, признание доходов, практика формирования резервов и другое. Оценивается необходимость корректировки показателей (сопоставимость отраслевая, страновая).
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ - Доходность - Покрытие - Левераж - Рентабельность - Изучение денежных потоков - Доходы и денежные потоки - Структура капитала - Финансовая надежность Показатели деятельности Количественные факторы
ИЗУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В своем финансовом анализе Фитч отдает приоритет анализу на базе денежного потока доходов, покрытия и левеража (соотношения собственных и заемных средств В отношении количественных оценок Фитч исходит из того, что анализ динамики набора показателей является более надежным способом оценки, нежели рассмотрение одного показателя на определенную дату.
ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ Доходы Стоимость проданных товаров Затраты на реализацию, общие и административные издержки Затраты на исследование и развитие EBIT (Прибыль до выплаты процентов и налогов) Амортизация EBITDA (Прибыль до выплаты процентов и налогов плюс амортизация) Процентные платежи, включая дивиденды по выкупаемым привилегированным акциям Платежи по налогу на прибыль (в денежной форме) Денежные потоки после выплаты налогов Капитальные расходы Изменения оборотного капитала Чистые денежные потоки до выплаты дивидендов Дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям
ДОХОДЫ И ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ Ключевыми элементами для определения общего состояния финансового здоровья компании являются доходы и денежные потоки, с которыми связаны поддержание операционной деятельности, внутренний рост и расширение сферы деятельности, доступ к источникам капитала и способность противостоять неблагоприятным изменениям во внешней деловой среде. Основное внимание обращается на стабильность доходов и продолжающиеся денежные потоки от основных производственных единиц компании
СТРУКТУРА КАПИТАЛА Анализируется структура капитала для определения степени зависимости компании от внешнего финансирования. Для оценки адекватности соотношения собственных и заемных средств компании (левеража) учитывается ряд факторов, включая состояние внешней экономической среды и основные финансовые потоки от операционной деятельности. Оценка левеража в структуре капитала осуществляется с учетом отраслевых норм. Процесс оценки задолженности включает оценку внебалансовой задолженности, состоящей из задолженности зависимых компаний или неконсолидированных дочерних компаний, которая может привести к возникновению требований к материнской компании.
ФИНАНСОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ Финансовая устойчивость позволяет компании на протяжении достаточного периода времени осуществлять обслуживание своего долга и управлять непредвиденными ситуациями без потери кредитного качества. Чем более консервативна структура капитала компании, тем больше ее устойчивость.
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Показатели покрытия Показатели доходности -EBITDA -EBITDAR -Денежный поток после вычета налогов -Чистый свободный денежный поток -EBITDA/Совокупные процентные платежи -EBITDA/Денежные процентные платежи -EBITDA/Чистые процентные платежи -EBITDAR/(Проценты и Совокупные платежи по операционной аренде) Показатели левеража Показатели рентабельности -Операционный доход/Доходы -EBITDA /Доходы -Доход на капитал (ROE) -Задолженность и чистая задолженность -Задолженность/EBITDA -Задолженность и текущая стоимость операционного лизинга/EBITDAR -Чистая задолженность/ Акционерный капитал или Левераж -Совокупная задолженность/ Совокупная капитализация
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЙТИНГОВОЙ ШКАЛЫ Определение рейтингов Виды рейтингов Рейтинговая шкала
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГОВ Кредитные рейтинги Фитч представляют собой мнение относительно способности института/предприятия/компании выполнять финансовые обязательства по выплате процентов, дивидендов по привилегированным акциям, возврату основной суммы долга в течение рассматриваемого периода. Кредитные рейтинги используются инвесторами как индикаторы вероятности возврата их средств в соответствии с условиями, на которых они вложили деньги (рейтинги инвестиционные, спекулятивные).
ВИДЫ РЕЙТИНГОВ Международные кредитные рейтинги Прочие рейтинги Международные кредитные рейтинги Фитч применяются к сфере корпоративных, институциональных и общественных финансов. Международные кредитные рейтинги оценивают способность выполнять обязательства, выраженные как в иностранной, так и в местной (национальной) валюте. Фитч также присваивает специальные рейтинги, такие как рейтинги многосемейных и коммерческих ипотек, облигационные рейтинги денежного потока, рейтинги волайтильности обязательств, обеспеченных залогом и другие.
РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА Международные долгосрочные кредитные рейтинги Международные краткосрочные кредитные рейтинги
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ Инвестиционный уровень AAA Самое высокое кредитное качество Означает самый низкий уровень ожидаемого кредитного риска. Присваивается только в случае чрезвычайно высокой способности осуществлять своевременные выплаты по финансовым обязательствам. Указанная способность с высокой долей вероятности не может быть утрачена под воздействием предсказуемых явлений. AA Очень высокое кредитное качество Означает очень низкий уровень ожидаемого кредитного риска. Указывает на наличие очень сильной способности осуществлять своевременные выплаты по финансовым обязательствам. Указанная способность с высокой долей вероятности не может быть значительно уменьшена под влиянием предсказуемых явлений. A Высокое кредитное качество Означает низкий уровень ожидаемого кредитного риска. Сохраняется сильная способность осуществлять своевременные выплаты по финансовым обязательствам. Более высокая доля вероятности подверженности указанной способности влиянию изменений обстоятельств и экономических условий, чем для более высоких рейтингов. BBB Хорошее кредитное качество Означает низкий уровень ожидаемого кредитного риска в настоящий момент. Способность осуществлять своевременные выплаты по финансовым обязательствам сохраняется, в то же время она в большей степени может быть подвержена влиянию изменений обстоятельств и экономических условий. Представляет самую низкую категорию инвестиционного уровня. Спекулятивный уровень BB Спекулятивный уровень Указывает на то, что существует возможность увеличения кредитного риска, особенно в результате неблагоприятных изменений в экономике; однако организация бизнеса или финансовые альтернативы могут позволить выполнять финансовые обязательства. Ценные бумаги этой категории относятся к неинвестиционному уровню B Высоко спекулятивный уровень Означает наличие значительного кредитного риска при сохранении ограниченного уровня безопасности. Текущие финансовые обязательства выполняются; однако, возможность продолжения осуществления выплат зависит от непрекращающегося благоприятного ведения деятельности и внешней экономической среды. CCC, CC, C Высокий риск дефолта Возможен дефолт. Способность выполнять финансовые обязательства полностью зависит от непрекращающегося благоприятного ведения деятельности и внешней экономической среды. Рейтинг CC указывает на то, что дефолт в той или иной форме становится возможным. Рейтинг C сигнализирует о наличии дефолта в данный момент. DDD, DD, D Состояние дефолта Рейтинги обязательств этой категории присваиваются на основе оценки перспектив частичного или полного улучшения в процессе реорганизации или ликвидации должника. Хотя оценки ожидаемого выздоровления являются высоко спекулятивными, в качестве основного руководства к оценке используется следующее. Обязательства категории DDD имеют самый высокий потенциал для выздоровления, можно ожидать возвращения % суммы основного долга и начисленных процентов. DD показывает потенциальное выздоровление в пределах % и D означает самый низкий потенциал выздоровления, т.е. ниже 50 %. Институты, имеющие данные рейтинги, приостановили выполнение всех или части своих обязательств. Институты с рейтингом DDD имеют наибольшую вероятность возобновления или продолжения деятельности, в том числе при осуществлении формального процесса реорганизации; те институты, которые имеют рейтинг DD возможно смогут выполнить значительную долю своих обязательств, в то время как с рейтингом D имеют низкую вероятность выплаты по обязательствам.
Краткосрочные рейтинги имеют временной горизонт менее 12 месяцев для большинства обязательств, или до трех лет для ценных бумаг общественных финансовых органов США. При присвоении краткосрочных рейтингов большее внимание обращается на ликвидность, необходимую для своевременного выполнения финансовых обязательств. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ