Владимир Маяковский
Тема урока: «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
Цели урока: 1. Знакомство с необычной лирикой поэта. 2. Опережающее представление о футуризме. 3. Знакомство с текстом стихотворения.
О жизни и творчестве Маяковского
Родители Владимира Маяковского Отец Маяковского был лесничим, очень добрым и сердечным и вместе с тем мужественным человеком.
Родители Владимира Маяковского Мать, Александра Алексеевна, вела хозяйство и воспитывала детей. Она была и первой учительницей Маяковского.
Документ Бутырской тюрьмы
Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, Горького и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество.
17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА")
В гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу Латвия, Франция, Германия ; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); " Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других.
В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки")
В.В. Маяковский в Нью-Йорке
Маяковский сделал много записей своих стихов
Призвание – 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. 2. Дело жизни, назначение.
Стихотворение в авторском исполнении
Какие строки стихотворения формулируют призвание?
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца. Светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца!
О каком призвании идёт речь? Что значит «светить» в контексте этого стихотворения?
Работа с текстом: 1. Что такое лозунг? ( Призыв; плакат с таким призывом) 2. Найдите слова-неологизмы. (горбил, златолобо, ясь, взорил, трезвонится) 3. Приведите примеры разговорной лексики.
Футуризм – от англ. «будущее», тип стихотворений, отличающихся по форме, лексикой от привычных, классических произведений
Итог урока: Стихотворение построено как описание разговора поэта с Солнцем. Но даже использовав фантастический приём, поэт как будто доказывает, что это – реальный факт. Жара, пекло, тяжёлая работа – вот исходное состояние, за ним следует взрыв: поэт бросает Солнцу вызов и оно приходит к нему. У обоих тяжёлая работа, но есть главное: поэт и светило противостоят тьме. Работа тяжёлая, но люди не могут жить без света. Поэтому оба они обязаны выполнять эту работу. Отсюда и бескомпромиссный лозунг в конце стихотворения.
Домашнее задание: 1. Выразительно прочитать стихотворение. 2. Читать статью учебника (с.351 – 352). 3. Наизусть «Гимн обеду»