Реализация принципов развивающего обучения при изучении норм современного русского литературного языка с целью предупреждения грамматических ошибок (из опыта работы по учебно-методическому комплексу М.М.Разумовской) М.В.Мельникова, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 с углубленным изучением английского языка г.Рыбинска
Стандартыобучения русскому языку Языковая компетенция Коммуникативная компетенция Культуроведческая компетенция
Цель работы Задачи работы разработать практические методы обучения, предупреждающие в письменной и устной речи учащихся распространенные грамматические ошибки, связанные с употреблением глагола и глагольных форм (причастия, деепричастия) раскрыть сущность проблемного и исследовательского методов, применяемых в методике развивающего обучения; раскрыть сущность проблемного и исследовательского методов, применяемых в методике развивающего обучения; провести теоретический анализ по проблеме нарушения учащимися грамматических норм современного русского литературного языка; провести теоретический анализ по проблеме нарушения учащимися грамматических норм современного русского литературного языка; разработать и представить фрагменты уроков, заданий с использованием разных способов постановки и решения проблемы; разработать и представить фрагменты уроков, заданий с использованием разных способов постановки и решения проблемы; представить анализ результатов работы над грамматическими нормами современного русского литературного языка с использованием методов системы развивающего обучения представить анализ результатов работы над грамматическими нормами современного русского литературного языка с использованием методов системы развивающего обучения
Понятие развития: Понятие развития: появление новообразований во всех сферах психики (ума, воли, чувств) через наблюдение, мышление, практику. появление новообразований во всех сферах психики (ума, воли, чувств) через наблюдение, мышление, практику. Пути достижения: Пути достижения: обучение на высоком уровне трудности; обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; ведущая роль теоретических знаний; изучение материала высокими темпами; изучение материала высокими темпами; осознание уч-ся процесса учения; осознание уч-ся процесса учения; систематическая работа над развитием всех учащихся. систематическая работа над развитием всех учащихся. Образовательная система Занкова Л.В. Образовательная система Занкова Л.В.
Цели обучения по программе М.М.Разумовской Языковое развитие учащихся Овладение речевой деятельностью Воспитание у учащихся внимания к красоте и выразительности русской речи
Особенности программы М.М.Разумовской Особенности программы М.М.Разумовской Структурные изменения (концентрический характер программы по развитию речи, усиление речевого аспекта) Структурные изменения (концентрический характер программы по развитию речи, усиление речевого аспекта) Межпредметные связи (русский язык и литература) Межпредметные связи (русский язык и литература) Новые методы обучения (метод моделирования, типологический анализ текста в работе над изложением) Новые методы обучения (метод моделирования, типологический анализ текста в работе над изложением) Акцент на речеведческую деятельность учащихся Акцент на речеведческую деятельность учащихся
Используемые методы обучения Исследовательский метод обучения Исследовательский метод обучения Метод проблемного изложения Метод проблемного изложения
Виды грамматических ошибок, связанных с употреблением глагола и глагольных форм ошибочное образование формы глагола; ошибочное образование формы глагола; нарушение согласования; нарушение согласования; нарушение управления; нарушение управления; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом; ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом; ошибки в построении предложения с причастным оборотом ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Алгоритм действий при обучении преодолению ошибок нахождение «сбоя» в употреблении; нахождение «сбоя» в употреблении; определение характера сбоя; определение характера сбоя; установление механизма ошибки; установление механизма ошибки; исправление ошибки; исправление ошибки; определение программы работы над ошибкой определение программы работы над ошибкой
Анализ результатов обучения учащихся Количество учащихся, допустивших грамматические ошибки Номера типичных грамматических ошибок 1 – «разнобой» временных и видовых форм глагола; 1 – «разнобой» временных и видовых форм глагола; 2 – необоснованное употребление возвратных глаголов; 2 – необоснованное употребление возвратных глаголов; 3 – согласование причастного оборота с определяемым словом; 3 – согласование причастного оборота с определяемым словом; 4 – «разорванный» причастный оборот; 4 – «разорванный» причастный оборот; 5 – разный субъект действия в предложении и деепричастном обороте 5 – разный субъект действия в предложении и деепричастном обороте
Реализация принципов развивающего обучения при изучении норм современного русского литературного языка с целью предупреждения грамматических ошибок (из опыта работы по учебно-методическому комплексу М.М.Разумовской) М.В.Мельникова, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 с углубленным изучением английского языка г.Рыбинска