Одаренные дети и школа
«Есть что-то в человеческом характере, что не принимает юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одаренных детей». Р. Эпстайн (1979)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Раздел «Развитие системы поддержки талантливых детей»: В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Приказ 271от г.
Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие: ____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. ___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. ___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Правильные ответы: Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Одаренность - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Талант- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Особенности познавательной сферы одаренных детей (по Савенкову А.И.) Одаренные дети Оригинальность мышления.Гибкость мышления.Продуктивность. Способность к анализу и синтезу. Классификация и категоризация. Высокая концентрация внимания. Память. Увлеченность содержанием задачи. Перфекционизм.Лидерство.Соревновательность.Широта интересов.Юмор.
Проблемы одаренных детей Американский психолог Б.Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность (отрицание стандартных требований Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.
Классификация видов детской одаренности (Богоявленская Д.Б.) Пять критериев: - Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. - Степень сформированности. - Форма проявлений. - Широта проявлений в различных видах деятельности. - Особенности возрастного развития.
Классификация видов детской одаренности Критерий «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики». Хореографическая и сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность; в художественно- эстетической деятельности: лидерская аттрактивная в коммуникативной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям в духовно-ценностной деятельности интеллектуальная одаренность в области естественных и гуманитарных наук. в познавательной деятельности:
Классификация видов детской одаренности актуальная одаренность потенциальная одаренность «Степень сформированности» явная одаренность скрытая одаренность «Форма проявления» общая одаренность специальная одаренность «Широта проявлений в различных видах деятельности» ранняя одаренность (вундеркинды ) поздняя одаренность «Особенности возрастного развития»
Задание 2: (10 мин) Составьте кроссворд из 5-10 слов по классификации одаренности. Предложите его отгадать соседней группе.
Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения Углубление обучения: Обогащение обучения: Проблематизация обучения - ранее поступление в школу, - ускорение в обычном классе, - занятия по некоторым предметам в старших классах, - «перепрыгивание» через класс, - профильные классы, - радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе), - частные школы, - раннее поступление в высшие учебные заведения. школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и т.д - вертикальное обогащение (соответствует ускорению обучения); - горизонтальное обогащение (учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы, летние школы и т.д.); - научно-исследовательская и проектная деятельность; - использование активных форм организации обучения (тренинг, мозговой штурм и т.д.). предполагает стимулирование личностного развития одаренных учащихся через использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, рефлексивного плана сознания
3адание 3: Какие стратегии обучения интеллектуально одаренных детей являются в наших условиях наиболее перспективными?
Особенности активных методов обучения: групповая форма организации работы участников учебного процесса; использование деятельностного подхода к обучению; практическая направленность деятельности участников учебного процесса; игровой и творческий характер обучения; интерактивность учебного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; использование знаний и опыта обучающихся; задействование в процессе обучения всех органов чувств; рефлексия процесса обучения его участниками. Активные (групповые) формы организации обучения Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова «aktivus» - деятельный) - формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи, формирование у них эффективных моделей социального поведения.
Активные (групповые) формы организации обучения Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС). Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама. Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод). Комплексные формы организации обучения: социально- психологический тренинг.
Интеллектуальная разминка. Данный метод применялся для приведения обучаемых в активное "стартовое" состояние путем актуализации знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень готовности учеников к активной мыслительной деятельности на занятии. "Интеллектуальная разминка" позволяла при быстром темпе обращаться с тем или иным вопросом к ученикам. Если отвечающий затруднялся с ответом, преподаватель обращался с тем же вопросом к другому ученику, к третьему и т.д.
Метод кейсов (от англ. сase method (кейс- метод), case-study (кейс-стади), Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case- study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Метод кейсов в сочетании с другими активными методами
Метод инцидентов Метод инцидентов применяется, когда первоначально проблема описывается лишь в общих чертах, а дополнительные сведения сообщаются при ответах ведущего на вопросы участников, что дает большую практику анализа. Инцидент - это анализ своеобразных "микроситуаций" и принятие быстрого решения. Слушателям письменно или устно сообщалась краткая информация о свершившемся инциденте. Все дополнительные сведения для анализа и принятия решения ученики получают от преподавателя, задавая ему вопросы. По характеру вопросов преподаватель оценивает эффективность поиска и в своих ответах варьирует содержание ситуации. После получения от преподавателя ответов ученики должны принять решение.
Задание 4:( Метод кейсов) В вашем классе учится мальчик Федя, учится плохо, нарушает дисциплину. Вы обратились к психологу и тот, проведя ряд диагностических процедур, утверждает, что это интеллектуально одаренный ребенок. Что вы будете делать?
Задание 5: Определите основные формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Проанализируйте, что в школе по данной проблеме уже сделано, а что еще предстоит.
Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; - активные формы обучения - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; - участие в школьных и районных олимпиадах; - проектная деятельность обучающихся; - научно-исследовательская деятельность обучающихся; - посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио.