1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол 13 от 28 сентября 2011 г.)
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199 Актуальность: Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества
200 Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования Субъекты профилактики
201 Концепция является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью – максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних.
202 Концепция развивает и расширяет сферу задач, обозначенных в Концепции 2000 года: - определяет условия системной комплексной профилактической деятельности в образовательной среде; - поддерживает и совершенствует уже сложившуюся в образовательной среде инфраструктуру и механизмы реализации профилактики, а также принципы взаимодействия между субъектами профилактики в образовательной среде; - определяет методологические основы разработки и внедрения разнообразных методик профилактической деятельности; - выделяет единые критерии и индикаторы для оценки профилактической деятельности в образовательной среде; - развивает основные положения C тратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 год а.
203 Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором определяет единую стратегию и минимальный объем требований и условий к проведению профилактики употребления ПАВ в образовательной среде. В связи с многообразием профилактических программ в образовательной среде на территории Российской Федерации Концепция, наряду с определением стратегии, цели и средств профилактической деятельности, выполняет определенные организационно- методическую и регламентирующую функции. Регламентация профилактики
204 Концепция ориентирована на утверждение качественно нового подхода к предупреждению распространения и употребления ПАВ как базового компонента общей государственной системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и основывается на формировании в обществе культуры и ценностей здорового и безопасного образа жизни. Ориентиры профилактики
205 С одной стороны, профилактическая деятельность ориентируется на усиление и ужесточение контроля за распространением ПАВ, с другой - определяет приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека. Ориентиры профилактики
206 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель профилактики в образовательной среде – развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Целевыми группами (субъектами) профилактики в образовательной среде являются: - обучающиеся, воспитанники, - родители (законные представители), - специалисты образовательных учреждений, - сотрудники территориальных органов ФСКН России, - сотрудники органов внутренних дел, - представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.
207 Задачи профилактики: - формирование единого профилактического пространства для системного воздействия на целевые группы профилактики; - мониторинг организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, - характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений; - исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; - развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников: личностных, социально-средовых, этико-правовых.
208 Объектами профилактики являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, связанные с риском употребления ПАВ. Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обучающегося (доступность ПАВ, либеральные установки в отношении употребления ПАВ, недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию, социально-психологические особенности ближайшего окружения. Вторая группа объектов профилактики объединяет личностные характеристики обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, имеющие связь с риском употребления ПАВ. Объекты профилактики
209 - принцип системности (организационно-методическое взаимодействие, межпрофессиональное взаимодействие); - стратегической целостности (единая стратегия профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы); - многоаспектности (комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности); - ситуационной адекватности (соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни); - динамичности (подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы); - эффективного использования ресурсов участников профилактики (основная часть задач профилактики реализуется за счет имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов); - легитимности (соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству). Принципы профилактики
210 Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются образовательные учреждения. В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры (общественные объединения и организации, детско-молодежные движения волонтеров, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и др. ). Структура организации профилактической деятельности в образовательной среде
211 Разделение сферы профилактики с учетом специфики функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации); Взаимодополнение (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга. Условия взаимодействия между субъектами профилактики
212 Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Второй уровень реализация задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики.. Уровни реализации задач профилактики
213 Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Третичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от ПАВ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно- полезным видам деятельности. Направления профилактики
214 Социальные технологии направлены на обеспечение социальной адаптации обучающихся, на формирование и развитие ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ. Направления реализации социальных технологий: Информационно-просветительское; социально-поддерживающее; организационно-досуговое. Технологии профилактики в образовательной среде
215 Педагогические технологии направлены на формирование у адресных групп профилактики представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Универсальные педагогические технологии: беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.. Технологии профилактики в образовательной среде
216 Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Психологические технологии: групповая работа, индивидуальное консультирование детей, родителей, членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса. Технологии профилактики в образовательной среде
217 Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования. Включение в превентивную деятельность педагогов, воспитателей, школьных психологов обуславливают необходимость систематического повышения ими своей квалификации на основе использования современных информационных, интерактивных и проектных подходов в профилактике. ПРИМЕЧАНИЕ!
218 Оценка эффективности выполняет важные функции: диагностика – определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями; отбор - выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику; коррекция – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов; прогноз – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого. Оценка эффективности профилактики в образовательной среде
219 Первая группа индикаторов отражает процесс реализации профилактической деятельности (сформированность единого профилактического пространства): - скоординированность действий субъектов профилактики, - число образовательных учреждений, реализующих первичную профилактику на постоянной основе; - наличие эффективных профилактических программ; - состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной среде). Индикаторы профилактической деятельности
220 Вторая группа индикаторов отражает оценку результатов профилактики в динамике социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики: - частота распространенности случаев употребления ПАВ, социальные и психологические последствия злоупотребления и степень их тяжести; - группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи; - изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, включенных в первичную профилактику. Индикаторы профилактической деятельности
221 Третья группа индикаторов отражает оценку актуальной социальной значимости мероприятий в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью. - соответствие уровня общим концептуальным принципам организации профилактики, - наличие продуктивных и действенных форм контроля мероприятий профилактики, - оценка затрат, необходимых для реализации профилактических мер. Индикаторы профилактической деятельности
222 регулярность (проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач); целесообразность (процедура оценки с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов); объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности). Требования при организации оценки эффективности профилактики
223 Оценка эффективности может быть внутренней и внешней. Внутренняя экспертная оценка осуществляется непосредственными участниками. Внешняя экспертная оценка эффективности профилактики является обязательным компонентом общей оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Требования при организации оценки эффективности профилактики
224 Ведущим содержанием первичной профилактики является педагогическая профилактика - комплексная и системная организация учебно-воспитательного процесса несовершеннолетних и молодежи, обеспечивающая снижение употребления ПАВ через -расширение социальных компетенций, - формирование личностных свойств и качеств несовершеннолетних ЗАКЛЮЧЕНИЕ
225 ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ ?????