Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования универсальных учебных действий
Ценностные ориентиры начального образования формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Сущность проектов Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед) 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого- либо сооружения или изделия 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Исторические основы метода проектов Гуманистические философские идеи Дж.Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика (США). Начало 20 века. «Метод проектов» (1918), определил это понятие как1918 «от души выполняемый замысел»
Метод проектов – это педагогическая технология обучения, которая: предполагает создание учащимися конкретного продукта; реализует принципы системно- деятельностного подхода; опирается на совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Проектная задача ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Примеры проектных заданий Индивидуальные проекты: Мой словарик Рукописная книга Проекты, подготовленные в паре: Лингвистическая сказка Весёлая лингвистика Групповые проекты: Наш словарь Карточки для словарной работы
Структура проекта 1. Наличие социально значимой задачи (проблемы). 2. Формулирование принципов отбора целей и постановка задач. 3. Планирование действий. 4. Поиск средств, возможных путей решения. 5. Выбор средств решения проблемы. 6. Решение проблемы. 7. Анализ полученного результата. 8. Представление окружающим полученного результата («продукта»).
Типология проектов 1. Доминирующая в проекте деятельность. 2. Предметно-содержательная область. 3. Характер контактов. 4. Количество участников проекта. 5. Продолжительность проекта.
Изменение позиции учителя Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Преимущества персональных (индивидуальных) проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, у учащегося формируется чувство ответственности, учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, формирование у учащегося важнейших общеучебных навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.
Система оценивания Метод. рекомендации, разработанные Департаментом образования Москвы (от ). Степень самостоятельности в выполнении этапов работы над проектом; Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; Количество новой информации, использованной для проекта; Степень осмысления этой информации; Уровень сложности и степень владения использованными методиками; Оригинальность идеи, способа решения проблемы; Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта. Уровень организации и проведения презентации; Владение рефлексией; Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Формы продуктов проектной деятельности: Web-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Игра, мультимидийный продукт Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход Законопроект и т.д.
Виды презентаций проектов: Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.