ОБРАЗОВАНИЕ: накануне прорыва г. Оренбург 25 сентября 2012 г. Александр Кондаков с
Интересно ли современному ребенку сегодня в школе? 1
Компетенции пользователя сети 2
Как дети могут выучить английский алфавит 3
Как дети могут выучить русский алфавит А : айфон Б : бан В : Вконтакте Г : Гугл Д : драйвер Ж : «железо» З : закачки Е : е-мыло И : инет Й : Йота К : клава М : мышь Л : лайк Н : ноут О : Одноклассники П: Просвещение Р : Рамблер С : спам Т : Твиттер У : урл Ф : Фейсбук Х : хакер Ц : «цифра» Ч : чат Э : Эппл Ш : широкополосный доступ Ю : Ютьюб Я : Яндекс 4
Школа до 2008 Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «Картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа до 2008 Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «Картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объемами информации Коммуникативные компетенции Креативность Способность к самообразованию Смена социальных ролей Школа 2020 Умение работать с большими объемами информации Коммуникативные компетенции Креативность Способность к самообразованию Смена социальных ролей Сегодня в « Завтра» ФГОС глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация
ФГОС - ответ на вызовы времени Выпускнику - компетенции XXI века – инновационное поведение установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность сотрудничество и взаимная ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий
Ценностные ориентиры, реализуемые во ФГОС гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр. патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур ценности личной, социальной и государственной безопасности национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства
ФГОС- общественный договор между семьей, обществом и государством впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования Особенности ФГОС
ФГОС. Предпосылки к новым подходам организации образовательного процесса противоречие между новыми целями образования и традиционной школой снижение мотивации к обучению в классе отсутствие современной дидактики использования ИКТ кризис классно-урочной системы девальвация ценности идентичности использование новых средств обучения (смартфонов, планшетов и т.д.) рост популярности электронных образовательных ресурсов сложность реализации принципов междисциплинарности
Тенденции развития образования образовательная парадигма сдвигается в сторону использования моделей онлайн- обучения, смешанного обучения, активного взаимодействия участников образовательного процесса новые образовательные возможности изменяют роль учителя. В центре – обучающийся. Учитель из транслятора знаний превращается в модератора (тренера, помощника) образовательного процесса по мере уменьшения стоимости мобильных устройств возрастает их доступность (появляется возможность использования в учебном процессе личного мобильного устройства) 8
Тенденции развития образования непрерывное образование: человек учится в течение всей жизни возможность работать и учиться в удобное время в удобном темпе и месте рост влияния возможностей современных технологий на то, как мы учимся, работаем, общаемся использование методов обучения, предполагающих более активную позицию ученика в процессе обучения 9
Факторы, влияющие на развитие образования цифровая грамотность - ключевой навык в каждой профессии, особенно в педагогической индивидуализация и персонализация обучения интегрированный и междисциплинарный (конвергентный) принципы в обучении личное образовательное пространство ребенка не ограничивается образовательной средой школы 12
Новое содержание образования организация образовательного процесса на основе системно- деятельностного подхода формирование социокультурной образовательной среды школы непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний обеспечение индивидуализации процесса обучения Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействии науки и технологий
Формирование креативности Креативность – это создание связи между вещами Креативный человек, способный связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое Формирование креативности – ключевая задача системы образования сегодня
17 «Только технология в союзе с гуманитарными науками дают результат, который заставляет наши сердца петь» Стив Джобс Для развития креативности необходима не только благоприятная социально-экономическая, но и деятельностная образовательная среда
18 Просвещение - школе для формирования образовательной среды
Целевой раздел: Планируемые результаты Система оценки достижения планируемых результатов Целевой раздел: Планируемые результаты Система оценки достижения планируемых результатов Содержательный раздел: Программа УУД (формирование ИКТ- компетенций, учебно-исследовательская, проектная деятельность) Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации (духовно-нравственное воспитание, профориентация, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни), Основная образовательная программа Организационный раздел: Учебный план Система условий реализации ООП План внеурочной деятельности
20 Учебно-методические пособия (начальная школа)
21 Учебно-методические пособия (основная школа)
22 Интернет-поддержка
НОВЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ 3.0 5
От образовательных систем- к обучающему обществу: новые принципы Обучение на протяжении всей жизни Общедоступное образование Адаптивность обучающихся систем к запросам обучающихся Личностно - ориентированное образование Появление новых провайдеров образования:общественные, частные, негосударственные организации Сотрудничество обучающихся в рамках сетевого взаимодействия
Создается постоянный спрос на новые формы и виды обучения Современное общество требует больш ей адаптивности людей к использованию инновационных образовательных технологий Инфраструктура образования на протяжении всей жизни
Образование 3.0. РЕКОМЕНДАЦИИ в Новые модели финансирования, облегчающие инвестиции в образование (выгода с точки зрения налогообложения как для обучающих, так и для работодателей) Создание всемирнопризнанной системы квалификаций Реформирование глобальных систем оценки Разработка стандартизированных рамок оценки влияния инноваций на обучение
Образование 3.0. В основе ОБРАЗОВАНИЯ 3.0 не оборудование, не программное обеспечение, а ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ
Персонализация обучения Обучение где угодно, в любое время Технология как двигатель и инструмент реализации Постоянный поиск новых форм и видов обучения Образование 3.0. Основные принципы
Образование 3.0: Результаты Вовлеченные в процесс ученики Мотивированные учителя Работники, подготовленные для профессий 21- ого столетия Нацеленность на творчество и инновацию Жизнеспособные общества и экономические системы !!!
Образование 1.0Образование 2.0Образование 3.0 СодержаниеПродиктованоСоциально сконструированоСоциально сконстурировано и обновляется в зависимости от контекста ТехнологияКонфискована у дверей класса (цифровые беженцы) Осторожно принята (цифровые иммигранты) Всюду (окружающая цифровая вселенная) Передача знанийОт учителя к ученикуОт учителя к ученику и от ученика к ученику От учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю Школы расположены В зданииВ здании или в Сети (через ПК) С появлением мобильных устройств – где угодно Родители рассматривают школы как… Место, где занимаются их детьми Место, где они сами тоже могут учиться Оборудование и программное обеспечение в школах Покупается за большие деньги и не используется Открыто и доступно по более низкой цене Доступно по низкой цене и используется целенаправленно Промышленность рассматривает выпускников как… Рабочих на конвейере Плохо подготовленных рабочих на конвейере Коллег или предпринимателей
ШКОЛЫ 3.0 Обучающие продуцируют знания, а не воспроизводят их Обучающиеся делятся новыми идеями, синтезируют их и извлекают из них пользу Образование сотрудничества в создании и обмене знаниями и идеями, применяемыми в практической деятельности Открыты к изменениям 5
Краткосрочная перспектива активный рост использования мобильных устройств и приложений опережающий рост использования планшетов 5
Среднесрочная перспектива развитие обучения с использованием учебных игр на различных носителях (одно- много- пользовательских) появление личного образовательного пространства - коллекции ресурсов и контента, выбранных обучающимся для самостоятельной работы 6
Долгосрочная перспектива дополненная реальность естественный интерфейс - отказ от использования периферийных устройств ввода для работы с компьютерными системами (жесты, мимика, голос) естественный интерфейс - отказ от использования периферийных устройств ввода для работы с компьютерными системами (жесты, мимика, голос) 7
Результаты использования средств ИКТ В школах, где у каждого ученика есть свой компьютер (планшет), образовательные результаты выше В школах, где у каждого ученика есть свой компьютер (планшет), и работа правильно организована образовательные результаты выше, чем в предыдущем случае 14
ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ Каждый участник образовательного процесса имеет свой компьютер (планшет) Формирующее электронное оценивание осуществляется по крайней мере раз в неделю Учителя минимум раз в неделю в онлайн- режиме обсуждают план совместной работы ИКТ интегрированы в каждый учебный предмет и используются ежедневно Руководители школ возглавляют перестройку образовательного процесса 15
Результаты использования современных технологий 16 Сокращение количества нарушений дисциплины Сокращение числа учащихся, не окончивших школу Кол-во высоких оценок в итоговой аттестации Поступление в колледж Рост среднего балла выпускников Правильно организована работа 82%81%85%86% У каждого имеется планшет 65%58%70%66%57% Остальные школы50%45%69%56%51%
РЕШЕНИЯ Создание цифровой образовательной среды Обеспечение каждого обучающегося индивидуальным компьютером (планшетом), доступом к электронным ресурсам, Интернету Переподготовка педагогов 19
Электронное устройство каждому участнику образовательного процесса – выравнивание социальных возможностей по высшей планке
Широкое использование школьниками современных технологий является важнейшим условием для технологических инноваций в обществе, необходимым условием для развития экономики, инвестиционной привлекательности региона, страны 24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 25