Концепция профильного обучения: 2002г. 2010г. 17 февраля 2010г. г. Красноярск
Круг обсуждаемых вопросов: Что такое профильное обучение? Проблемы профильного обучения: - содержание образования - организационные модели - кадры
В чем смысл перехода к профильному обучению? Концепция Профильное обучение – система специализированной подготовки старшеклассников: Индивидуализация обучения Социализация учащихся
Профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов Традиционная «углубленка» Общеобразователь ные предметы (большинство) Углубленные курсы (один-два предмета) Факультативы (можно не посещать) Профильное обучение По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется На элективных курсах подготовка специализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся
Цели перехода к профильному обучению
Структура концепции профильного обучения. Что необходимо учитывать при переходе на профильное обучение Цели профильного обучения Общественный запрос на профилизацию школы Зарубежный опыт профильного обучения Отечественный опыт профильного обучения
Структура концепции профильного обучения. Каким образом будет организовано профильное обучение, в чем состоит его сущность? Возможные направления профилизации и структуры профилей Возможные формы организации профильного обучения Приложения. Примерные учебные планы для некоторых профилей
Структура концепции профильного обучения. Каковы условия, необходимые для реализации концепции? Готовность педагогических кадров для реализации профильной школы Этапы введения профильного обучения Предпрофильная подготовка
Структура концепции профильного обучения. Какие следствия необходимо учитывать при реализации концепции? Взаимосвязь профильного обучения со стандартом общего образования и ЕГЭ Профильная общеобразовательная подготовка в системе начального и среднего профессионального образования Упорядочивание видов образовательных учреждений
Проблемы содержания профильного обучения: базовые курсы - Каковы разумные пределы сокращения объемов курсов? - Каковы требования к базовой подготовке?
Возможные варианты решения Уровень учебного предмета УМК для базового уровня Интегрированные курсы Уровень изложения учебного материала Акцентирование ведущих идей и концепций, их общекультурного значения овладения «системой языка предмета» опыта решения жизненно значимых проблем на основе овладения навыками рассуждения Выделение обязательных для освоения целей (результатов) обучения обязательного, дополнительного и «альтернативного» материала Проблемы содержания профильного обучения: базовая подготовка
Проблемы содержания профильного обучения: профильные и углубленные курсы Должны ли отличаться профильные курсы математики в физико- техническом, медицинском и экономическом профилях? ИЛИ: Сколько учебников математики нужно школам России?
Проблемы содержания профильного обучения: профильные и углубленные курсы Возможные варианты решения Уровень учебного предмета Модульное построение курса Уровень изложения учебного материала Сочетание фундаментального, функционального и вспомогательного компонентов Ориентация обязательных результатов курса на задания базового уровня ЕГЭ Включение альтернативного материала
Проблемы содержания профильного обучения: элективные курсы - Какое время выделить элективным курсам? - Почему необходимы «компенсирующие» курсы? - Может ли проектная деятельность стать предметом элективного курса?
Проблемы содержания профильного обучения: элективные курсы Возможные варианты решения: МОДУЛИ, дополняющие основной учебник УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ, например, проект «Моя программа подготовки к ЕГЭ» «НАДПРЕДМЕТНЫЕ» курсы
Проблема профильного обучения: набор курсов в профиле Кто выбирает? Сколько может быть профилей? Может ли быть чисто «математический профиль»? ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН – мечта, реальность или необходимость?
Проблемы профильного обучения: организационные модели В условиях высокой неготовности: Общеобразовательный класс с возможностью выбора одного – двух курсов ( 20% школ) В условиях относительной готовности: Профильный класс ( 50% школ) Профильные группы в одном классе ( 20% школ) В условиях высокой готовности Индивидуальный учебный план (не более 5% школ)
Какой учитель нужен профильной школе?
Профильное обучение в начале 90-х и профильное обучение сегодня В начале 90-х Добровольность Значительная «свобода маневра» Внутренняя оценка школы
Профильное обучение в начале 90-х и профильное обучение сегодня Сегодня Массовый переход всех школ на профильное обучение к 2010 г. Упорядочивание отношений «школа-вуз» Независимая итоговая аттестация (ЕГЭ) Оценка по экономическим показателям (нормативы финансирования)