Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1»
Концептуальная идея программы Социальная деятельность как ведущий фактор формирования личности воспитанников
Социальная деятельность Процесс преобразования воспитанниками окружающей социальной реальности с учётом возраста, в соответствии с их потребностями, целями и задачами
Теоретическая основа программы – компетентностный подход Социализация как процесс и результат овладения воспитанниками социальными компетенциями, соответствующими определённой возрастной стадии социализации
Социальные компетенции 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды. 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.
Цель программы Создание условий для овладения воспитанниками социальными компетенциями в процессе педагогически организованной социализации в условиях становления детско-взрослой общности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
Задачи программы Создание условия для приобретения опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения с реальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем; Выполнение ролевых проектов, имитирующих социальные отношения; Возможность влияния воспитанников на изменение классной и школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума; Овладение формами и методами самовоспитания; Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечение.
Принципы социализации Принцип личностного подхода. Принцип социальной адекватности. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся. Принцип сотворчества. Принцип дифференциации. Принцип культуросообразности. Принцип успешности.
Содержание программы МОДУЛЬ 1 - формирование компетенции социального взаимодействия и общения. МОДУЛЬ 2 формирование компетенции здоровьесбережения. МОДУЛЬ 3 - формирование компетенции гражданственности. МОДУЛЬ 4 – формирование ценностно-смысловой компетенции. МОДУЛЬ 5 – формирование компетенции самосовершенствования и профессионального развития.
Средства и технологии Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности воспитанников.
Средства и технологии технологии критического мышления; технология портфолио; тренинг; игровая технология; коллективное творческое дело; проектная деятельность; работа в малых группах; моделирование и анализ проблемных ситуаций; групповая дискуссия; анализ сказок и притч.
Социальные пробы
Этапы реализации программы 1 ЭТАП: Запуск Программы социальной деятельности воспитанников (5 класс) Адаптация. 2 ЭТАП: Вхождение в систему общественных отношений (6-7 класс). 3 ЭТАП: Социально-личностное самоопределение (8-9 класс).
Ожидаемый результат высокий уровень сформированности социальной компетенции воспитанников в соответствии с их индивидуальными особенностями, обеспечивающей их самореализацию, восстребованность в социуме и успешность в жизни в целом.
Уровни результатов Первый уровень результатов – приобретение воспитанником социальных знаний Второй уровень результатов – получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Третий уровень результатов – получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия.
Критерии сформированности компетенций Мотивационный Когнитивный Деятельностный Ценностно-смысловой Саморегуляции
Контрольные (репперные) точки сформированности социальной компетентности воспитанников 12 лет – адаптация к новым социальным условиям; самоиндефикация в группе. 14 лет – осознание себя как личности, приобретение навыка конструктивного общения. 16 лет – личностная и профессиональная самоиндефикация.
Инструментарий мониторинга т естирование; опрос; психолого-педагогическое наблюдение.
Исследование динамики социализации Положительная динамика инертная динамика устойчивая (стабильная) динамика
Мониторинг эффективности программы
Уровень развития социальной компетентности