Внеурочная деятельность по предметам как средство повышения мотивации учащихся
Мотивация Мотивация Мотива́ция ( от lat. movere ) : Мотива́ция ( от lat. movere ) : 1) побуждение к действию; 1) побуждение к действию;действию 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;человекаактивностьчеловекаактивность 3) способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности. 3) способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности.
Мотивация Мотивация Внешняя мотивация (экстринсивная) мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешняя мотивация (экстринсивная) мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Внутренняя мотивация (интринсивная) мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Оптимум мотивации Существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности, к ухудшению результатов. Существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности, к ухудшению результатов.оптимум
Возникают две проблемы: Как усилить мотивацию учащихся. Как усилить мотивацию учащихся. Как соблюсти оптимальный уровень мотивации. Как соблюсти оптимальный уровень мотивации.
"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". В.А.Сухомлинский
Возможно использование естественных для возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх. Наиболее полно эти потребности можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности ребят и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.
Механизм взаимодействия урочной и неурочной форм деятельности Для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности. Для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.
Внеурочная деятельность по предметам. Проектирование внеурочной деятельности по предметам, (а в конечном итоге по всем предметам в совокупности), строится по такому алгоритму: разбиение предмета на модули, подбор адекватных форм внеурочной деятельности, направленный на повышение интереса ребят по конкретным темам, построение урока в форме, которая позволила бы ученикам формировать учителю свой запрос на образование.
Виды внеурочной деятельности Факультативы Факультативы Спец. курсы Спец. курсы Кружки Кружки Проектная деятельность Проектная деятельность Научно-исследовательская деятельность Научно-исследовательская деятельность Заочное обучение Заочное обучение …..другие виды …..другие виды
Факультативы и спец.курсы Факультативы и спецкурсы - это форма внеурочной деятельности, призванная обеспечивать более полные, расширенные, глубокие, совершенные знания учащихся в рамках изучаемых предметов
Кружки Призваны формировать неформальное отношение и интерес к предмету, дают возможность знакомиться с различными фактами из области изучаемых предметов, выходящих за рамки учебника.
Заочное обучение Формирует умение работать с печатным текстом, справочной литературой, другими источниками информации, точно и ясно излагать свои мысли письменно, оценивать рекомендации проверяющего педагога, работать самостоятельно над допущенными ошибками. Формирует умение работать с печатным текстом, справочной литературой, другими источниками информации, точно и ясно излагать свои мысли письменно, оценивать рекомендации проверяющего педагога, работать самостоятельно над допущенными ошибками.
Научно-практическая деятельность Организация исследовательской работы с учащимися в изучении предметов дает возможность решить ряд задач: осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала, значительное расширить кругозор учащихся; познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании; показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов; включить ребенка в контекст научного исследования; научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи; приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.
Проектная деятельность Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических образовательных задач: -вычленять проблему и формулировать темы проектов; - определять свою позицию; - подбирать пути и способы решения проблемы; -аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию; -понимать роль и значение работы в команде. - определять свою позицию; - подбирать пути и способы решения проблемы; -аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию; -понимать роль и значение работы в команде. Проектная деятельность интегрирует исследовательскую, коммуникативную, игровую, самоопределенческую, рефлексивную технологии и основана на познавательной активности учащихся. Проектная деятельность интегрирует исследовательскую, коммуникативную, игровую, самоопределенческую, рефлексивную технологии и основана на познавательной активности учащихся.